На фестивале

В VII Республиканском фестивале национальных культур приняли участие представители 27 национальностей и 53 культурных объединения. Работали 22 подворья. В заключительный день каждой диаспоре вручили хрустальную вазу в виде цветка с разноцветными лепестками. Впервые прошли праздники детской поэзии, печати, национального кино, показали фаершоу. Подворья разрушили границыКаждый раз на фестивале, пересекая прозрачную «границу» между странами, оказываешься в гостях у новой национальности. Со своей неповторимой  музыкой, культурой и вкуснятиной.

Большой популярностью пользовалось азербайджанское подворье. Там в легкой дымке от мангалов с жарившимися шашлыками под заводную музыку пели и танцевали.   «О чем еще могут петь «дети гор», как не о любви?» – охотно разговорился ожидавший свою порцию долмы дальнобойщик из Баку Эльдар Хусейнов.
– Я в Гродно проездом. Когда выходил из поезда – в Гродно меня встречал сильный ливень. Думал, праздник не состоится. Но мне сказали, тучи к празднику разведут. Потом и вправду слышал пять выстрелов, наверное, облака рассеивали…Комок в горле – таких праздников я еще не видел.  У вас ведь весь бывший Союз собрался!
Спешу в гости к грекам, надеясь насладиться народным танцем сиртаки. «Кри-и-и-и-ма» (по-гречески «жаль») – так распевал паренек, жалея о несчастной любви и, вероятно, о том, что греки четыреста лет находились под турецким игом. В одежде именно этого периода фотографировался с желающими Константин Чалопуло (пуло – в переводе «птенец»). Он и  рассказал, что на фестиваль приехали тридцать  греков.
Новинкой фестиваля стал уголок студентов-иностранцев, которые всем своим видом подчеркивали, что они – особая нация. Благодаря индийцам белорусские сту-
дентки оттанцевали не хуже, чем в индийских фильмах, а симбиоз иностранного и белорусского нашел место и в «Студенческом хороводе», который гармонично вписался в общенациональный  праздник.
По сравнению с фестивалем вавилонское столпотворение покажется небольшим ужином в коммунальной квартире.
Если когда-нибудь кто-нибудь захочет определить самое интеллектуальное и спортивное подворье, без сомнения, это будет польское. В центре двора Нового замка гордо обосновалась парочка столов с… шахматами, на деревьях была прибита баскетбольная корзина и мишень для дартса.
На литовском подворье угостили своим пивом и традиционной закуской – обжаренным хлебом с чесноком. Там же мы встретили настоящего профессионала в делах национальностей – Антанаса Пятраускаса, генерального директора департамента национальных меньшинств и эмиграции при правительстве Литовской Республики.
– Я впервые посещаю этот фестиваль. Размах просто поражает, – делится своими впечатлениями господин Пятраускас, попивая пиво родной страны. – Не смотрите, что я пью литовское пиво, белорусское я тоже очень люблю. Вообще, такие праздники помогают разным культурам лучше понять друг друга. Нам до такого фестиваля далеко. Хотя у нас принципиально другой подход к организации подобных мероприятий. Мы стараемся переложить как можно больше забот и ответственности на сами общины. Предлагаем проявить инициативу. Ведь это их праздник.
На белорусском подворье показать белорусский фольклор приехал коллектив из… Польши.
– Мы уже не первый раз на фестивале, – рассказывает дирижер ансамбля «Цаглiнкi» Николай Меженный. – Однако в этот раз впервые мы выступили на сцене. Странно, но нам постоянно говорят, что у нас есть специфический белорусский акцент.
Как всегда, уютно расположилось немецкое подворье. Известная немецкая дисциплинированность словно поражала всех входящих в небольшой дворик на Замковой. Толкотня утихала сама собой. Стройными рядами посетители входили и выходили через арку. А песни ансамбля «Одуванчики» периодически начинали напоминать военные марши.