Карета с огоньком

Страсти вокруг... стандартовТаксисты должны поменять большие и яркие плафоны на маленькие. Перевозчики несут новые затраты, а самое главное – теряют лицо.

По некоторым данным, требование заменить фонари связано с тем, что большие плафоны похожи на те, которые помещены на крышах спецмашин, например милиции. По официальной информации, таково требование новых стандартов. Любители прокатиться на таксомоторе заметили, что с машин «Вertel», а ранее и «Шатле» сняли знакомые плафоны размером на всю ширину крыши. Кроме названных, такие фонари используют и другие фирмы Брестской и Гродненской областей. Взамен поставили маленькие, соответствующие новым стандартам. Осталось несколько упорных водителей, которые не боятся автоинспекции и не хотят терять лицо, то есть старый плафон. «Во-первых, я заплатил за него 150 долларов, а во-вторых, по нему и узнают мою машину постоянные клиенты», – говорит один из них, Иван Петрович. За новое оборудование опять придется доплатить.
По словам директора компании «Вertel» Сергея Бертеля, уже около месяца гаишники останавливают машины и требуют демонтировать устройство. «Обидно: старались сделать лучше для людей, а поддержки у государства не нашли, – говорит он. – Наши плафоны с подсветкой содержат информацию о компании и два номера телефона. Думаю, что это удобно и содействует борьбе с нелегальным извозом. Фонарь заметен и устанавливается на стационарном креплении, а не на магните, его не снимешь во время проверки на дороге. К тому же из-за стоимости 150 – 200 долларов его позволит себе не каждый нелегал». Это уже вторая волна борьбы с разнообразием на крышах такси. Первая прошла несколько лет назад, когда Минтранс все-таки разрешил применять большие плафоны.
Заместитель начальника транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций филиала по Гродненской области Владимир Борута подтвердил, что вышли изменения, в которых определены размеры плафонов. Раньше этого не было. «Не сказал бы, что большие новые фонари  помогали в борьбе с нелегалами, – заметил он. – Мы дали отсрочку до 1 января, чтобы привести внешний вид машин в соответствие. Если при проверке окажется, что плафон не заменен, примем меры. Такое нарушение грозит изъятием лицензионной карточки». В инспекции рекомендуют таксофирмам обращаться в МВД за разрешением на установку дополнительного оборудования на крыше.
Иные осторожные граждане ни за что не сядут в машину, не оснащенную плафоном с опознавательными знаками. «Если мы доверяем незнакомому водителю подвозить нас в темное время суток, то с фирмой должна быть полная ясность», – говорит пассажирка такси Наталья Пушкова.
В Министерстве транспорта и коммуникаций сообщают, что в ближайшее время менять норматив по размерам оформления такси не планируется. В письменном обращении таксистов в горисполком, которое направлено с ходатайством в Минтранс, говорится, что «заставлять владельцев машин менять дорогостоящее оборудование – это значит еще раз ударить по добросовестным водителям, которые и без того несут большие расходы: новые таксометры, желтые номера, желтые полосы, новые радиостанции».
Несмотря на расходы, перевозчики будут держать цены на прежнем уровне до осени.

Справка «ВГ»
В приложении к СТБ 1389-2003 сказано, что опознавательный фонарь должен быть оранжевого цвета, с шашечками, размером 300х95х130 миллиметров. Опознавательные знаки, размеры которых не соответствуют этому приложению, должны быть демонтированы.