Вечная парковка

Кто из нас не проклинал бесхозные развалюхи, которые и днем и ночью отнимают места для парковки? Такие экземпляры существуют в каждом дворе. Причем избавиться от них мечтают все: как горожане, так и работники коммунальных служб, в меньшей степени сами владельцы таких авто.

Ржавые машины, стоящие «на вечном приколе», время от времени коммунальщики погружают на эвакуатор и увозят в «Гродновтормет». Однако не проходит и нескольких месяцев, как на освободившемся месте вновь появляются бесхозные легковушки. Пока «металлолом» стоит и ржавеет, с него потихоньку снимают еще пригодные к использованию детали, бомжи устраивают там свои «лежанки», дети играют. А ведь это и небезопасно. Кто знает,  может, в баке еще есть бензин и при случайном воспламенении эта куча хлама взлетит на воздух? Подгнившие стойки могут обрушить крышу на играющих внутри детей.
– В борьбе с брошенными авто мы руководствуемся пунктом 145 ПДД и инструкцией о порядке принудительной эвакуации транспортных средств в постановлении Совета Министров, – рассказывает заместитель начальника ОЭН ГАИ при УВД Гродненского облисполкома Геннадий Палхович. – Но существующее законодательство не отражает порядок уборки хранения и утилизации брошенных кузовов и автомобилей, а также не урегулирован вопрос о том, кто должен этим заниматься. Эта проблема не только нашего города, но и всей республики, думаю, и большинства стран СНГ.

Ведется ли подсчет автохлама?
– Да, на сегодняшний день машин достаточно много, более сотни. В основном это «Запорожцы», «Жигули», «Волги» и «Москвичи». С начала года нами эвакуировано одиннадцать автомобилей и кузовов к ним.
Порядок уборки авто, существующий ныне, крайне запутан и малоэффективен, а юридическая непроработанность этого вопроса порой приводит к серьезным столкновениям между властями и владельцами. Нередки случаи, когда после утилизации насквозь проржавевшей колымаги внезапно объявляется хозяин и заявляет, что там был «золотой карбюратор» и он намерен обратиться в суд. Если рухлядь снята с учета, ее, как металлолом, вывозят. Однако чаще всего брошенная машина числится на учете. Сотрудники ГАИ не имеют  права ее утилизировать без согласия владельца. В этом случае необходимо его разыскать. Сделать это непросто, бывает, что машина поменяла с десяток хозяев. После этого владельца можно попросить (не заставить!) либо самому убрать ржавого «коня», либо написать отказ от него.
По мнению специалистов, если в ближайшее время не будет принят новый, более эффективный порядок эвакуации брошенных «колес», город захлебнется ржавым железом. Во многих европейских странах технология уборки автомобилей давно отлажена, стоимость утилизации оплачивает  владелец, а за нахождение на улице машины, не прошедшей техосмотр, хозяина штрафуют.

Кстати
Отживших свой век автомобилей становится все больше. В странах Западной Европы владельцы стремятся во что бы то ни стало продать старую машину за любую, пусть даже самую мизерную цену. В противном случае им самим придется платить за ее обязательную утилизацию. В Германии, например, это стоит около 300 евро.