Любить или убить?

Как в Гродно открыть приют для бездомных животныхОткрыть в Гродно приют для бездомных животных горожане пытались не раз, но ничего не вышло. Наша читательница Елена Баранова предлагает новое решение: а что, если оборудовать помещение в зоопарке?

 «За кенгуру, львов и других экзотических животных платят валютой. Надо бы подумать о том, как спасти собственных животных, – считает женщина. – Люди ведь с удовольствием кормят уток, приходили бы и к четвероногим. Кроме того, если всех бродяг будут содержать под присмотром, это помешает распространению бешенства. Но общественной организации реализовать такой дорогостоящий проект не под силу».
Директор Гродненского зоопарка Целина Погерило говорит, что содержать рядом беспризорных зверей не разрешит ни одна ветеринарная служба: есть опасность, что они заразят остальных обитателей каким-нибудь заболеванием. «У нас все привиты, а перенести возбудителя из клетки в клетку может даже воробей».
Показательно, что беспризорными животными в Гродно занимается организация, которая вывозит мусор. У подавляющего большинства судьба незавидная: укол и дорога на свалку. Пятидневная отсрочка предусмотрена лишь для собак с ошейниками: вдруг объявится хозяин.
На протяжении этого срока беспризорников обязаны содержать в вольерах на полигоне твердых бытовых отходов в деревне Рогачи Гродненского района. До свалки – рукой подать, до города – километры. Есть ли шанс, что по извилистой дороге, где не ходят автобусы, сюда приедут граждане, которые захотят приютить забытого хозяином скитальца? Да и само соседство приемника рядом с местом захоронения отходов выглядит не очень гуманно. Никому ведь не пришло в голову открыть дом престарелых прямо на кладбище.
Начальник производственно-технического отдела ГГУПП «Спецавтохозяйство» Михаил Мисюля рассказал, что бригады патрулируют город ежедневно кроме выходных, плюс выполняют заявки. Только за январь они отловили почти 250 собак и 185 кошек. Выходит, в день не меньше десятка.
Еду на полигон. У подножия мусорных гор, припорошенных разноцветными бумажками, и находится невысокая постройка для временного содержания собак. Когда мастер участка Василий Федючок распахнул передо мной двери постройки, вольеры… пустовали.
– Давно уже никого не привозили, – пояснил Василий Трофимович. – Был только щенок. Бабушка вынесла из дома и сдала: внук играться не захотел. Так песика один из наших работников приютил, жалко кроху усыплять было.
– А часто животных привозят?
– Бывает, каждую неделю. А бывает, месяц пройдет – и никого.
Истребление бродячих зверей – это не только варварство, но и экономическая недальновидность. Один из гродненских ветеринаров объяснил мне, что жизнью стаи управляют биологические законы. Если несколько особей исчезли, рождаемость повышается, и поголовье восстанавливается в кратчайшие сроки. Но поскольку каждая четвероногая мама приносит по несколько детенышей, численность возрастает в геометрической прогрессии. А значит, с такой же скоростью увеличиваются и расходы на истребление.
В прошлом году работники «Спецавтохозяйства» отловили в городе 2884 собаки и 2450 кошек, затратив 124,5 миллиона рублей. На первый взгляд, стерилизация обойдется дороже, но ведь благодаря одной операции на свет не появится множество обреченных на страшную и дорогостоящую для бюджета гибель малышей.
Однако здесь возникает вопрос: где содержать стерилизованных кошек и собак, пока для них найдутся «добрые руки»? Каждый месяц владельцы собак отчисляют сбор за их содержание. Деньги они поступают в городской бюджет и целевого назначения не имеют. Только за прошлый год сумма вышла кругленькая: почти 60 миллионов рублей. Чем не первый взнос на строительство приюта?

Мнение
Директор Гродненского зоопарка Целина Погерило:
– В строительстве приюта должны быть заинтересованы ветеринарная и санитарно-эпидемиологическая службы. Они и должны поставить этот вопрос перед городскими властями.