Больница из слободы

За день в стационаре когда-то отдавали две коровыТатьяна ЧЕРКЕС «Извозчик, мне в Загородную слободу, в больницу!» – примерно такой окрик можно было услышать на гродненских улицах в начале прошлого века. Первая муниципальная клиника (сегодня это городская больница №1) появилась в Гродно 95 лет назад.

Тогдашняя Загородная слобода – это район улиц Лермонтова и Коммунальной. Если теперь первая городская клиника состоит из двух трехэтажных корпусов, то в 1912 году это было двухэтажное кирпичное здание. Открылась она для «заразных» больных и рассчитана на 20 коек. Оказывается, в то время в Западной Европе бушевала холера, клинику открыли, чтобы иметь возможность изолировать инфицированных горожан. Правда, опасной эпидемии  так и не дождались, зато в стационаре            начали лечить дизентерию, корь, краснуху. С другими недугами обращались в Гродненскую окружную лечебницу (современный эквивалент областной), которую построили в конце XIX века.
По словам главного врача городской больницы №1 Владимира Курбаева, который изучал архивы, в городской клинике лечили бесплатно. Для пациентов предусматривалось трехразовое питание. Пищеблок находился во дворе, готовили еду в печах деревянного одноэтажного здания. К слову, теперь здесь располагаются отдел кадров и компьютерщики.
Однако о доставке больного речи тогда не шло: добираться надо было своим ходом. На единственной лошади возили продукты и дрова. Во время Первой мировой войны окружную клинику эвакуировали в Калужскую губернию, и в муниципальном стационаре пришлось принимать всех горожан с разными болячками. Поэтому требовалось расширение площадей, и уже в 1915 году губернатором утвержден проект «второго каменного заразного городского барака». Так стационар «оброс» 120 койками и кроме инфекционного отделения здесь появились хирургия, акушерская служба и отделение для психических больных. Правда, каждое отделение вел всего один врач. Докторов было четыре-пять.
Судя по архивным сведениям, в послевоенные годы стационар переживал не лучшие времена: белья и перевязочного материала мало, в аптеке запаса порошков хватало от силы на три дня, персоналу платить нечем. Последние сведения о бесплатном лечении датируются 1918 годом, когда в городе началась эпидемия сыпного тифа.
С начала 20-х годов прошлого столетия при больнице начинает действовать амбулатория: здесь ведут прием пациентов с туберкулезом, болезнями носа, горла, глаз и кожи, обращались с женскими проблемами и зубной болью.  Опись и оценка больничного имущества, которые провели в конце 20-х годов, говорят, что больница сама зарабатывает деньги. Стационарную утварь оценили в 220 тысяч злотых. При этом здесь уже находился рентгеновский аппарат, которым могла похвастать не каждая клиника Белостокского воеводства.
В конце 30-х годов койкодень в хирургическом отделении стоил шесть злотых, пациенты с остальными недугами платили немного меньше. Для сравнения: за шесть злотых в то время можно было купить две коровы, а цена ручки «Паркер» с золотым пером доходила до десяти злотых. Спасало горожан то, что тогда действовала страховая медицина, часть расходов погашалась из городского бюджета.  
В советские времена, с начала 1940-х годов, первая городская стала роддомом. И только в 50-х появляются отделения, на которых больница специализируется сегодня: допустим, неврология и кардиология.