На взлетной полосе
Сотрудничать начнем с велосипедов, самолетов и дорогИнна МАКСИМЧИКВ четверг, 14 ноября, в музее города Друскининкая Александр Антоненко и Ричардас Малинаускас подписали Соглашение о сотрудничестве между городами Гродно и Друскининкаем. Не только мэры двух городов сделали очередной официальный шаг к сближению, но и жители получат возможность больше общаться.
Одним из первых общих проектов могут стать велотрассы, которые сегодня обрываются на литовской стороне долины Райгардас. На другой – уже граница. «Я ездил по этим дорожкам и на велосипеде, и на квадроцикле, и зимой на снегоходе, но всегда приходилось с сожалением возвращаться», – говорит Ричардас Малинаускас. Чтобы продолжить путь, на белорусской стороне нужно пробить трассу в лесу шириной 2,2 метра и длиной примерно 40 километров. «Все это требует инвестиций, и мы будем их искать, в том числе за счет европейских программ», – сообщил председатель Гродненского горисполкома Александр Антоненко. Предварительные проработки экономической целесообразности проекта говорят, что он вполне реален.
По мнению Александра Антоненко, для начала необходимо наладить регулярное, более частое и свободное, автомобильное сообщение между нашими городами. Рейсовые автобусы должны идти строго по графику, чтобы пересечение границы заняло минимум времени.
Уже в будущем году может стать реальным и водное сообщение по Неману. В Друскининкае даже обсуждался выбор транспорта. Судно на воздушной подушке способно пройти по мелководью, так что не понадобятся дополнительные затраты на углубление дна обмелевшей за последние десятилетия реки.
Проблему пересечения границы по Неману должен решить водный пункт пропуска на реке: «Привалка – Швендубре». Двухстороннее белорусско-литовское соглашение об его открытии вступило в силу в сентябре. Теперь необходимо выбрать место для строительства пункта пропуска и окончательно определиться с его назначением.
Восстановление железнодорожного сообщения между Гродно и Друскининкаем сегодня пока воспринимается как долгосрочное. Слишком много выросло объектов за это время на месте бывших рельсов, а поток грузов и пассажиров пока не велик.
«Скорее полетим самолетами, – говорит Ричардас Малинаускас. – В Друскининкае есть небольшой аэропорт, пока для любительских воздушных судов. Думаем его приспособить так, чтобы он мог принимать международные рейсы. Сделаем нормальное покрытие, все пограничные и таможенные службы недалеко, чтобы организовать контроль. И что немаловажно, избавимся от пробок и других транспортных проблем».
В тему
В Друскининкае «поделили» реки
Возможности совместного использования водных путей и реки Неман обсуждались 14 ноября на международном форуме «Друскиникай и Гродно. Поиск путей взаимовыгодного сотрудничества». В форуме приняли участие представители министерств иностранных дел Литвы и Беларуси, пограничных, транспортных и туристических национальных служб. Общие проекты могут быть подкреплены финансово за счет средств Евросоюза. В частности, программа евроинструмента добрососедства и сотрудничества на 2007–2013 год рассчитана на 41,7 миллиона евро. Участвовать в ней со своими проектами могут три уезда в Литве (Утенский, Вильнюсский и Алитусский) и три области в Беларуси (Гродненская, Витебская и Могилевская).