Четверг, 11 августа
  • Погода в Гродно
  • 14
  • EUR7,023
  • USD3,5459
  • RUB (100)8,4064
TOP

Налог на памятник

Старинные здания и скульптуры отреставрируют за деньги предпринимателейИнга ОСТРОВЦОВА Как привлечь туристов, если денег на реставрацию не хватает? Выход найден: предприятия и предприниматели, которые причиняют вред памятникам архитектуры, будут отдавать часть прибыли. Но готовы ли у нас реставрировать грамотно, даже если деньги хлынут рекой?

О новом и, что немаловажно, постоянном источнике финансирования говорится в Указе Президента РБ №527 «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия». В список «должников» попали физические и юридические лица, по вине которых исторические памятники используются не по назначению, вблизи них движется транспорт, загрязняются воздух и водоемы. Деньги будут поступать в фонд Президента РБ по поддержке культуры и искусства и могут быть направлены на реставрацию этих объектов.
Кто заплатит за вред?
Для Гродненщины эта новость носит знаковый характер: где еще сохранилось столько замков, храмов, усадеб? Заведующий кафедрой гражданского права и процесса ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат юридических наук Игорь Мартыненко говорит, что нововведение пойдет на пользу, если соответствующие случаи будут регулярно выявлять. До сих пор нарушителей никто не хватал за руку, хотя встречались и факты, требующие уголовного наказания. За последние годы в стране не возбудили ни одного дела по факту сноса памятника. Административные дела и гражданские иски  – тоже редкость. Пассивны здесь и государственные контролирующие органы, и общественные объединения.
Теперь помогать Министерству культуры будут местные власти, которые первыми должны зафиксировать причинение вреда и составить акт. Формально к ответственности можно привлечь организации, из-за которых транспортный поток идет вблизи Старого и Нового замков, если будет доказано, что это наносит им вред. По словам Игоря Мартыненко, можно пойти и дальше: в судебном порядке запретить деятельность, создающую угрозу существования недвижимой материальной историко-культурной ценности, основываясь на Гражданском кодексе РБ.
Колизей превратили
в каменоломню
Но вернемся к реставрации. В странах Западной Европы к этому вопросу совсем иной подход, чем у нас. Реставраторов там обучают отдельно от архитекторов. И вот почему: первые должны подавить в себе творческие импульсы. Их дело – сохранять, а не перестраивать. Поэтому опыт Украины, где сегодня вовсю возводят церкви XII столетия, вызывает у европейцев улыбку. Справедливости ради нужно сказать, что и Старый свет не всегда так трепетно относился к собственному историческому наследию.
На старину обратили внимание лишь в XVIII столетии, когда обнаружили руины нескольких античных городов. Первыми на раскопки в Рим подались коллекционеры, а спустя некоторое время интерес к древности стал захватывать все больше людей. Тут-то европейская цивилизация осознала ценность своих камней и бревен. До этого римляне разрушали Колизей. Это была городская каменоломня, из которой в итальянской столице построено большинство дворцов в стиле барокко. Здесь особую роль сыграл Папа Римский, ведь амфитеатр был местом пыток первых христианских святых. Если бы не это, мы, возможно, никогда и не увидели бы Колизей.
Но долгое время памятниками считались только античные здания. Минуло не одно десятилетие, прежде чем европейцы осознали ценность готических соборов. Во времена Французской революции их уничтожали, издали даже учебник: как разрушить костел за четыре часа. Вандализм превратился в народную забаву. Публика собиралась, чтобы поглазеть, как виртуозно архитекторы расправлялись с историческим наследием.
Любовь к готике пришла во второй половине XIX века, на волне позднего романтизма. Поэтов потянуло в полуразрушенные замки, там они бродили под луной и читали стихи про любовь. Англичане ввели моду на искусственные готические руины, которые стали возводить в поместьях. Тогда же начала набирать обороты и так называемая стилистическая реставрация, целью которой было вернуть зданию единый стиль. Считалось, что романскую часовню, достроенную в эпоху готики, а позже дополненную барочными элементами, нужно было очистить от позднейших напластований и придать ей первоначальный вид. Тревогу забили историки искусства: под маркой реставрации шло масштабное уничтожение.
Эффект Диснейленда
К сожалению, в Беларуси пока не все понимают, что главное достоинство памятника – его подлинность. Взять хотя бы Коложскую церковь. Сколько раз звучали предложения реставрировать ее на XII век. Но кто может с уверенностью сказать, как выглядел храм почти 900 лет назад? К тому же Коложа в первозданном виде продержалась совсем недолго. Еще в XIII столетии по неизвестной причине обвалился купол. После этого руина простояла почти двести лет, пока один из бояр Великого княжества Литовского не дал деньги на восстановление. В итоге получилась готическая церковь, наподобие Сынковичской. Так что если делать Коложу в византийском стиле, треть уцелевшей части, не менее ценной, нужно разрушить.
Конечно, из новых материалов можно выстроить все, что угодно. Но это будет муляж. О том, что его внесут в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, можно даже и не мечтать. А ведь упоминание в нем – это не только престиж, но и деньги. В мире масса богатых людей, которые путешествуют со списком в руках.
Совершенно очевидно, однако, что оставить Коложу в нынешнем виде нельзя. Европейцы в таком случае восполнили бы утраченную часть, используя контрастные материалы, например дерево или стекло. Здесь важно показать границу между подлинником и новоделом. Так, итальянцы не дорисовывают фрески, а тонируют обвалившиеся участки. Издалека они смотрятся как одно целое. Вблизи же видно, какой процент действительно принадлежит кисти великого мастера – и никакого обмана.
Но как быть с руинами? Достраивать их нет смысла, но стоит ли надеяться, что туристы повалят смотреть на то, что осталось от замков? Приезжим нужен своего рода Диснейленд, где есть на что поглазеть. В такой ситуации, считает Игорь Мартыненко, восстанавливать нужно полностью утраченные объекты, о которых сохранились все необходимые данные, включая точные обмеры и чертежи, как это сделали с минской ратушей. А вот величественные руины стоит законсервировать, создав для туристов хорошую инфраструктуру:
– В Италии никому не пришло в голову достраивать Колизей, и число желающих увидеть его от этого не уменьшилось. Восстанавливать тот же Кревский замок нет смысла. Его нужно грамотно преподнести, показав в контексте исторических событий: здесь была подписана Кревская уния, это стало важным событием в истории трех народов – белорусов, поляков и литовцев.

Справка «ВГ»

Историко-культурные ценности – памятники истории, архитектуры, археологии, искусства, документальные, памятные места, духовные ценности, взятые под охрану государства в установленном законом порядке, то есть внесенные в Государственный список историко-культурных ценностей РБ. На сегодняшний день в области такой статус имеют 647 объектов.

Кстати

В указе фигурируют два вида выплат. Если воздействие не фатально, предусмотрены отчисления, а когда объекту нанесен непоправимый урон – компенсация. Размер отчислений для белорусских физических и юридических лиц составляет 5 процентов от прибыли, для иностранных – 25 процентов. Размер компенсации – 5 процентов от прибыли, полученной в результате деятельности, нанесшей урон. Если же субъекты хозяйствования не получили прибыли, они выплатят фиксированную компенсацию в размере, достаточном для ликвидации последствий.

Самое читаемое