Авто загонят на склад

Профессия «перегонщик» исчезнет?Ренат РАЗУМОВВскоре станет ясен ответ на этот вопрос. Пока же для приграничного Гродно это занятие едва ли уступает в масштабности челночному бизнесу. Предприимчивые люди умудряются пригнaть бoлee пoлутoрa coтни «бэушныx» aвтoмoбилeй, оформляя их на пoдcтaвныx лиц (пo дoвeрeннocти).

Этот прибыльный бизнес стараются вывести из «тени». В стране подсчитали убытки, которые несет бюджет из-за не уплаченных перегонщиками налогов. Это 200 миллионов долларов таможенных пошлин ежегодно.
Согласно Указу Президента № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования», ввоз в Беларусь более одного автомобиля в год не для личного пользования будет считаться предпринимательством. Тем самым устанавливаются ограничения для тех, кто не является собственником авто и не регистрирует этот вид предпринимательской деятельности. Указ вступает в силу спустя 60 дней после его подписания. Теперь чтобы продолжить заниматься таким бизнесом, нужно стать предпринимателем со всеми вытекающими отсюда последствиями: вести бухгалтерию и платить налоги. Что на практике изменит указ?

Алексей, занимается перегоном авто 5 лет:   
– Пока есть рынок – будут перегонщики, перекупщики и тому подобное. Мы платим больше налогов, чем многие другие ИП. Или вы считаете, что тысяча долларов растаможки – это мало? Новые законы и указы вряд ли изменят ситуацию. Покупателей автомобилей хотят загнать на таможенные склады и в супермаркеты, чтобы деньги шли в одни карманы. По-моему, оптимальным способом решения проблемы было бы увеличение пошлин на каждый второй, третий и так далее  ввозимый в страну автомобиль.
Сегодня большинство машин, на которых ездят гродненцы, привезли с Запада именно перегонщики. Другое дело, что качество техники на рынке зачастую далеко от идеала: превышен пробег, есть поломки, запчасти заменены на более дешевые. От всех этих фокусов покупатель не защищен. Уже с 17 ноября начнет действовать и Указ № 504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств, новые правила». Продавая машину, нужно будет составить письменный договор купли-продажи, который будет регистрироваться в ГАИ. Договор автоматически включает в работу Закон о защите прав потребителей, что, конечно, на руку покупателю.  
Первым делом перегонщики будут искать лазейки  в законе, чтобы обойти новые меры. А когда часть из них перейдет на законный бизнес, автомобили подорожают. Легализуются очень немногие, ведь это подразумевает уплату единого налога. Перегон авто – занятие сезонное.  Но ИП должен  платить фиксированный налог вне зависимости от того, работает он или лежит на диване. Многие уже сейчас стоят перед вопросом: будет ли легальный бизнес выгоден? Сейчас средний заработок на одной машине – 300–500 долларов «чистыми». Уплатив такие же пошлины, как и физические лица, а также 50 евро таможенного сбора, едва ли останешься «в плюсе».  

Владимир, покупает машину:
– По большому счету такому покупателю, как я, все равно, станет «перегонный бизнес» легальным или нет. Меня волнует лишь цена машины на авторынке. Мне кажется, что если перегонщик «выйдет из тени», она пусть незначительно, но возрастет.