По следам Наполеона Орды

Возле усадьбы графа Чапского поселился призрак?Алёна СИНЕВИЧПутешествие в таинственное прошлое по следам Наполеона Орды откроется посетителям фотовыставки Андрея Янковского.

Что было раньше и что есть сейчас? Автор приглашает в экспедицию по Ружанам, Несвижу, Гнезно, Миру и другим замечательным местам Беларуси. Зритель с удивлением заметит, что справа от Бернардинского костела в Гродно растет точно такое же дерево, как 150 лет назад. А в Рожанке за это время костел Святых Петра и Павла окружило сельское кладбище, тогда как раньше простиралось чистое поле. Внешне не изменилось Станиславово в Гродно, и только внимательный взгляд отметит, что за усадьбой разместился панельный дом.
– Старался максимально приблизить современный вид архитектурных памятников Беларуси с тем, что можно увидеть на рисунках Наполеона Орды, датированных серединой позапрошлого века, – рассказывает Андрей Янковский, для которого выставка станет первой персональной. Кстати, в жизни он довольно далек от искусства и работает в транспортной сфере. – Все очень просто: на выходные выезжаю в поисках усадеб и фотографирую. Для меня это чудо, что до наших дней сохранилось здание библиотеки Хрептовичей в Щорсах. Еще два с половиной года назад винтовая деревянная лестница сохраняла старинную балюстраду, а окна закрывались на затворы тех времен. Сейчас ничего этого нет, многое можно видеть только на фото.
Знаменитый художник, композитор и пианист Наполеон Орда, как оказалось, может завести не только в уже известные замки и усадьбы, но и на таинственные лесные тропы, скрывающие старые тайны. Андрей рассказал о случае, происшедшем с ним возле усадьбы графа Чапского недалеко от Ошмян:
– Исследовали мы с другом места в Ошмянском районе, где когда-то была усадьба графа. В одном доме жил он, в другом – его жена. Сохранились хозпостройки, в которых располагаются коровники. И вот ищем мы вместе с Петром Явидовичем развалины графского дома. Рядом деревня, перед нами – бывшие усадебные конюшни. Тут откуда-то выходит мужчина, одет вроде по-современному, но со старомодными усами, в одежде XIX века смотрелся бы неплохо. Но об этом я подумал позже. Повел нас этот человек дальше в лес по заросшей, глухой тропе, на которой не было следов ни людей, ни машин. Вскоре, не глядя по сторонам, будто знал заранее, показывает в лес со словами: «А тут и могила графа Чапского». И верно, в зарослях мы увидели могилу графа со старым крестом и еще одну, офицерскую. Мужчина этот пошел дальше в лес один. Зачем? Непонятно. Тут я обнаружил, что потерял ключи от машины. Хотя ясно помню, что положил их в карман сумки и закрыл на замок. Ключи потом нашел возле бампера, чуть в рейс не опоздал. Почему этот человек заговорил с нами и зачем ушел в лес? Отчего запропастились ключи, чтобы мы не уехали?
Усадьбу, кстати, нашли, но подойти к ней невозможно из-за окрестных болот.
На выставке в Старом королевском замке Андрей Янковский представит снимки 17 архитектурных памятников, оформленных в отдельные фотоблоки. Каждому замку или усадьбе посвящено 5–6 фотографий, забранных в одну раму вместе с соответствующим рисунком Наполеона Орды. Фотограф максимально сблизил современные изображения со старинными, что создает иллюзию путешествия в прошлое.  
Открытие выставки 12 сентября в 16.00.