Мачо и кактусы

В Испании вся жизнь… маньянаИнна МАКСИМЧИКСредиземное море – жгуче-соленое, бирюзовое и такое яркое, что растворяется в горизонте. Небо и вода сливаются не тайно, в предрассветном сумраке, а вызывающе в самый полдень, в зенит.

Автономное плавание

В Испании жизнь напоказ – обычное дело. Все тайное скрывает сиеста. Что происходит за плотно закупоренными деревянными ставнями и роллетами окнами с двух до пяти дня – туристам неведомо. Зато внешний эпатаж встречается на каждом шагу: от корриды до собора Саграда Фамилия в Барселоне, где вольную трактовку Гауди заменили продуманным глобализмом. В соборе после окончания теперь уже монолитной железобетонной стройки будет собираться до 14 тысяч верующих одновременно. Но пока народ приезжает со всего мира, чтобы посмотреть на струящиеся формы, придуманные гениальным архитектором.  
Каталония граничит с Францией. Здесь свой язык и свои нравы. Недавно, впервые в современной истории страны, коренные жители отстояли свое право на национальность, и теперь «каталонец» официально заменил эквивалент «испанец». С другими провинциями каталонцы держатся обособленно и много лет добиваются автономии. Правда, пока безуспешно. 

Сады на глине
Здесь в скалистых бухтах  Коста Браво, поросших агавами и кактусами, еще сохранился пиратский дух вольного одиночества. По крайней мере, начитавшись Реверте и наблюдая свысока, с гор, за туристическими корабликами, можно помечтать о затопленных сокровищах и рискованных приключениях. Но само побережье предсказуемо и давно отдано туристам. Для рыбацких лодок отвели небольшой порт в Бланесе, превратив продажу морепродуктов в доходное шоу. Стало меньше и самих рыбаков, раньше были тысячи, теперь десятки. Сегодня прибрежные деревни, просоленные и авантюрные, спрятались среди каменных и узких окраин, продав побережье аниматорам и туристам. Правда, темперамент берет свое. Не дай бог поселиться в отеле с дискоклубом и возле дороги: под утро наслушаетесь испанских песен, и криков, и газующих автомобилей. Расслабьтесь, все маньяна! Сезон, даже в пик лета, не мешает испанцам наслаждаться собой и окружающим их миром. Они разбивают сады на глине, строят виллы буквально на уступах гор. Пляжи, кстати, остались национальным достоянием, и вход на них бесплатный. Испанцы – отличные агрономы. Каждый кустик помидоров огорожен специальной лесенкой, чтобы солнце проникало повсюду. На полях вседа кто-то работает. Неизвестно, правда, коренной это житель или русский, украинский гастарбайтер. 

Время сиесты
Набережная и город живут обособленно. Каталонцы после сиесты (например, обеденный перерыв в магазинах три часа) покидают свои прохладные дома с увитыми цветущими кустами арками и отправляются в пабы. Футбол, шахматы, пиво – мужское занятие. Женщины могут переговорить окно в окно с соседкой или отправиться шумной компанией со всем семейством в кафе с террасой. Вечерами не отказывают себе в празднике живота. Едят много сладкого: торты, пирожные, суфле, сливки с фруктами. Холодная сангрия – для утоления жажды. Напиток предназначен больше для туристов из-за обилия фруктов и льда, качество его оценить могут только знатоки.
Испанские мужчины во всей красе видны на шоу фламенко. И хотя каталонцы позаимствовали этот танец у андалузцев, страсти в нем хватает и в местном исполнении. Нужно только следовать ритму, и тогда поймешь, почувствуешь, что скрывается за признанием – любовь или предательство, и никак иначе.
Если вы на остановке случайно увидели мачо во всем черном с золотой цепью на груди и браслетом на руке, с длинными волнистыми волосами и скучающим взглядом, это точно испанец. Классический мачо по дороге к романтической истории. Но лучше пусть он останется дорожным впечатлением, чтобы иллюзии не разбивать…

Санчо на мотороллере
Как и все европейцы, испанцы в последнее время стремительно пересаживаются на мотоциклы и мотороллеры, и это совсем не противоречит стремлению выделиться. Ну кто, скажите, заметит даму в кабриолете, едущую по своим делам. А как насчет молочного цвета «Кавасаки» с «наездником» в белом шлеме и элегантном платье… Особенно, когда шлем снят, и водителем оказывается почтенная дама. Ехала себе по Барселоне в цветочный магазин купить букет…  
Нам повезло, в июне погода в Испании была равной с температурой тела. А прожаренную солнцем Каталонию удалось прочувствовать в Пуболе, в замке, который Сальвадор Дали подарил своей жене Гала. Бросил к ее ногам, и она милостиво приняла дорогой подарок. Замок расположен внутри каменного городка. Совсем как в кино, вместо деревьев цветы в горшках, на окнах вязаные крючком занавески, белые улицы. Не хватает большого пистолета и скучающего контрабандиста…
Великий мистификатор
В Пуболе в замке до сих пор живет тень Гала, она прячется в темной гардеробной, между дорогими и миниатюрными нарядами «самой богатой женщины Испании» и такой мистически желанной. Путешественник в собственное зазеркалье, Дали знал, где находится выход из темной комнаты, и Испания простила ему многолетнюю любовь к Франко, и измену лучшему другу Гарсиа Лорке, и скафандр на крыше музея, символ личной исключительности. Сам Дали приказал похоронить себя в своем театре-музее в Фигейросе так, чтобы стенка гроба соприкасалась со стеной женского туалета: «Там всегда очереди, и я буду в курсе всех событий». В музее запрещены гиды, каждый должен узнать и представить, понять его мир сам или создать новую вселенную.