Никто не заметил потери бойца

Гродненский пивзавод закрыт 6 июля Инна МАКСИМЧИКГродненский пивзавод исчез с пивной карты Беларуси. Местное пиво автоматически стало самым дефицитным в стране.

По словам директора предприятия Андрея Лосева, еще в начале года сварили последнюю партию, весной разлили по бутылкам и продали. А горьковатый приметный привкус живого «жигулевского» остался лишь в воспоминаниях пивных гурманов.

Ностальгия по бактерии
Остановка производства не стала неожиданностью. Пивзавод в числе первых входит в число предприятий, которые, в рамках генплана развития Гродно, необходимо вывести за городскую черту.  Собственно, ждали кончины с 2003 года. А это значит, пока отрасль активно модернизировалась, в Гродно продолжали варить пиво на устаревшем оборудовании. Как результат – к 2006-му году пришли с долгом в четыре миллиарда рублей и… с ностальгией по бактерии.
Именно на «живое» пиво в последнее время делали ставку сменяющиеся руководители завода. Очевидный факт: в городских барах с удовольствием заказывают непастеризованный продукт, где сохраняются активные микроэлементы, пивные дрожжи. Только пиво в кегах теперь – исключительно привозной изыск.
Как сообщил Андрей Лосев, на заводе уже чисто технически не могут приступить к варке, поскольку расформирован цех водоподготовки. Последних работников, а таких к весне осталось 110 человек, трудоустроили на различные предприятия города. Еще работают вахтер, бухгалтер, сам директор, всего 13 человек. Формально ожидание продолжалось до 6 июля. Сначала предприятие закрыли на перепрофилирование, теперь принято официальное решение облисполкома.
На этом месте может быть создан музей пива. Если получится сделать его действующим, традиция гродненского пивоварения не прервется.
Разработано инвестиционное предложение, где, кроме музея, планируют открыть на этом месте зону отдыха с ресторанами, ночными клубами, бассейном. Однако именно бровар (маленькая пивоварня), по мнению Андрея Лосева, сможет сделать идею прибыльной.

Где же кружка?..
Пивной рынок Беларуси пока открыт для мини-пивоварен. Чего не скажешь о бутылочном пиве. Сквозь плотный строй российских и национальных марок практически невозможно пробиться с неизвестным производством. Между тем вместо старого завода в Гродно планируют построить с нуля новый, мощностью в 2 миллиона дал в год. Разрешение правительства получено два года назад.  Проблема – в инвесторе. Потенциальному владельцу придется убедить себя в выгодности предприятия.
В Беларуси, после открытия пивных границ с Россией, активно начался передел рынка. «Пока построят завод, пройдет года два. К этому времени рынок будет уже поделен, – считает эксперт «Вечёрки» аналитик  Вадим Сехович. – Стратегическое развитие отрасли: останутся  заводы, которые смогут выпускать не менее 5 миллионов дал в год. И такие заводы уже есть, пример «Оливарии». Сегодня существует мощная тенденция к приходу крупных пивоваренных групп. В ближайшее время состоится продажа национальных пивзаводов. В частности, голландская компания «Хейнекен» ведет переговоры в Лиде и Бресте. В данной ситуации вряд ли новое производство найдет свою нишу».
Вадим Сехович считает, что это хороший шанс для гродненского пивзавода. Как раз бровары, небольшие пивоварни, сегодня активно развиваются во всем мире. Они варят хорошее пиво в небольших количествах для ресторанов и кафе, до 500 тысяч дал. Такие проекты быстро окупаются.