Две неразгаданные тайны магнатских дворцов в Гродно

Игорь ТРУСОВС «Хрустальным дворцом» XVIII века, который когда-то располагался в районе современной улицы Парижской Коммуны, я столкнулся впервые, когда получил в 1989 году копии высокого качества плана Гродно 1753 года из Дрезденского саксонского главного земельного архива.

Из любопытства я переводил сам или с помощью настоящих знатоков немецкого языка легенду к этому плану. И вот в разделе, где описаны полностью сгоревшие в мае 1753 года строения, под индексом «ММ» был обозначен чуть выше современного участка первой гимназии «Das Glasserne Palais», то есть «Стеклянный дворец».

По следам хрустального чуда
В легенде к плану все строения проходят с обозначением владельцев: дворец Радзивиллов, дворец Сангушек, дворец Хрептовичей и т.д. А в этом случае фамилия владельца не была указана. Вывод напрашивался только один – дворец так впечатлял современников, что он получил свое индивидуальное название, к которому не надо было присоединять фамилию владельца.
Из-за текучки практически не остается времени для исследований «для души». Поэтому снова «Хрустальный дворец» всплыл только в 1992 году во время работы в Национальном архиве Республики Беларусь в Гродно с очень интересным фондом № 1475 «Гродненская комиссия, учрежденная для раскрытия церковных фундушей». Комиссия была создана российскими властями в 1847–1848 годах для розыска и возвращения земель, принадлежавших православным храмам и монастырям в Гродно до принятия Брестской церковной унии в 1596 году. Розыск велся чиновниками по методу жестких допросов (типа: «Документы на участок от Рождества Христова на стол быстро!») всех владельцев земельных участков в Гродно, которые «попали под подозрение». Один из таких бедняг, не имея необходимого количества документов, сообщил во время допроса примерно следующее: «Наша земля точно не церковная, потому что мой дедушка рассказывал, что на ней до этого стоял «Хрустальный дворец» большого пана, который сгорел».
И хотя допрашиваемый жил не на участке «Хрустального дворца», а под ним, на Подоле, меня поразил сам факт – прошло сто лет после того, как «Хрустальный дворец» сгорел, а память о нем была еще жива.
Все мои старания, при оказии, разыскать в архивах Беларуси, Польши, России и Литвы хоть что-нибудь еще о «Хрустальном дворце» в Гродно пока не увенчались успехом. Можно было бы, конечно, «почти наверняка» разыскать что-то в Дрезденском архиве, где из всей массы документов по Гродно специалистам известно не более 10 процентов.
Кое-что в этом деле мне помогли выяснить консультанты из Варшавы – доктор Мария Каламайска-Саэд и доктор Ежи Лилейко. Они считают, что это был первый в Гродно XVIII века магнатский дворец с так называемыми «французскими окнами», то есть от пола до потолка. Видимо, когда в нем вечером зажигали свечи, он, стоящий над обрывом долины Немана, весь светился, его было видно издалека, и на современников он производил ошеломляющее впечатление. Оттуда и названия того времени: «Стеклянный дворец», «Хрустальный дворец».

Замок скрывался в архиве
Со вторым таинственным магнатским дворцом в Гродно я впервые столкнулся, когда в 1990 году работал в Главном архиве древних актов в Варшаве над проектом восстановления дворца князей Радзивиллов в Новогрудке. «Копал» я, конечно, заодно и все, что было интересного для меня в фонде Радзивиллов. Там хранятся первоклассные материалы по дворцу Радзивиллов на Рынке (Советская площадь) в Гродно, масса других сведений об историческом центре в Гродно. Автоматически я выписал весьма поздние (1780–1801) сведения о занеманском владении Радзивиллов – Гнойнице. Сейчас это участок от железнодорожного моста до Румлево. Тогда финансовые документы об этом владении мне показались неинтересными.
Но в 1992 году из Российского государственного военно-исторического архива в Москве были получены высокого качества копии планов Гродно начала XVIII – начала ХХ веков. Рассматривая план Гродно 1706 года в лупу в занеманской части города, я увидел… трехэтажный замок.
Изображение этого замка «гуляло» по всем практически планам Гродно XVIII века. По архитектуре этот объект, с моей точки зрения, ближе всего дворцу Солтанов в Дятлово. С датой его постройки определиться сложно, архивных данных пока не найдено, но, скорее всего, это конец XVII века.

Штучный рисунок
«Хрустальный дворец» так впечатлял современников, что даже на довольно схематичной гравюре с изображением Гродно 1706 года из архива в Дрездене (она небольшого формата) занеманский дворец Радзивиллов удостоился «штучного» рисунка.
Скорее всего, именно в начале XVIII века, во время Северной войны, занеманский дворец Радзивиллов был разграблен и разрушен войсками – шведов или московскими, сказать трудно. Из варшавских документов следует только, что здание за Неманом, начиная со второй половины XVIII века, для представительских целей или жилья не использовалось, а начиная с 1798 года  его начали разбирать на кирпич.
Вполне вероятно, что-то об этом объекте можно найти в Военно-историческом архиве в Стокгольме, где собрано много материалов по истории Беларуси и Гродно, в частности. Но, насколько мне известно, никто из белорусских исследователей там непосредственно не работал.
Вот такая краткая история двух таинственных магнатских дворцов в Гродно, а раскрывать эти загадки предстоит уже молодым исследователям.