Дважды полковник

Сергей Вилейко о рыцарях, битвах Наполеона, острове Корсика и «упоительных в России вечерах»Инна ГРИШУКСергей Леонидович Вилейко родился в Минске в 1959 году  в семье офицера. В 1981 году окончил Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Служил в группе советских войск в Германии и на Дальнем Востоке. Окончил Военно-политическую академию имени Ленина (в Москве). Работал в Минском высшем военно-командном училище, с 1995 года – в Военной академии Республики Беларусь. Является командиром военно-исторического Минского пехотного полка. Два года назад переехал в Гродно. Преподает культурологию, религиоведение и этику в ГрГУ. С февраля исполняет обязанности заведующего кафедрой.

Почему решили сменить столицу на Гродно?

– В этом городе нашел свою вторую половину. Хотя познакомились мы в другом месте – на озере Свитязь. Теперь каждый год туда ездим.

Как военный стал изучать религию и культуру?
– Культурой интересовался еще в Академии. Я учился на уникальном военно-педагогическом факультете, аналогов которому не было в Союзе. В итоге стал офицером с высшим образованием и преподавателем истории. В аспирантуре оказалось, что большую часть предметов уже прошел, а по одному даже сдавал государственный экзамен.

Люди, изучающие религию, по-другому начинают к ней относиться?
– Я пришел к выводу, что прав Фрейд. Он когда-то сказал: без религии мир давно бы оказался за гранью безумия. Мое отношение к религии не меняется – к ней спокойно отношусь. Например, студентам моя внешность напоминает представителя церкви, но я обыкновенный светский человек. Преподавая религию, не обязательно быть верующим. Ведь мы изучаем не только христианство. Неужели, чтобы преподавать ислам, нужно становиться мусульманином? Считаю, что религиозное образование современного человека должно быть нормальным.

Почему?
– Существует много неокультов. Большинство весьма опасны для молодежи. Но религиозная культура людей еще не поднята на нужную планку, поэтому они не всегда знают, с кем имеют дело. Например, на волне перестройки Михаил Горбачев с супругой принимали в Кремле Секу Асахару – руководителя неокульта «Аум сенрике». Потом эта секта совершила теракт в токийском метро.
Тогда же в Москве принимали Сан Мен Муна с женой, создавшего религиозное движение «Церковь унификации». Он захотел стать самым богатым человеком в мире и стал миллионером благодаря созданной им религии. В свое время Лафайет Рон Хаббард, создатель «Церкви сайентологии», который у нас известен как писатель-фантаст, сказал: смешно писать романы, получая пенс в неделю. Чтобы заработать миллион, нужно создать свою религию. Чем он и занялся.

Есть любимая культурная эпоха?
– Эпоха наполеоновских войн. В 1989 году вступил в военно-исторический клуб, потому что интересно стало. Это одна из последних эпох, в которой война велась с соблюдением рыцарских норм. Допустим, наполеоновский и русский генералы накануне битвы могли сидеть вместе и пить чай. Во время битвы старались взять как можно больше пленных, а потом обменивали. Когда в кино показывают, что кучами валятся убитые, это не всегда правда. Другое дело – масштабные бои, такие как Бородино.
На крупных баталиях большинство солдат гибло под артиллерийским огнем. Войска шли колоннами, и многие просто не доходили до противника. Стрелять из ружья было непросто, заряжалось оно со ствола, на что требовалось время, да и прицельная дальность была не такая, как сейчас.

Приходилось стрелять из такого ружья?
– Из настоящего – нет, из муляжа приходилось. Правда, холостыми патронами.

Чем занимаетесь в Минском пехотном полку?
– Пытаемся воссоздать крупное событие – битву на Березине. Ей интересуется вся Европа. Ведь армия не была только французской, она состояла из поляков, австрийцев, немцев, швейцарцев, испанцев и собственно французов.
Как реконструируете одежду той эпохи?
– В литературе есть изображения и описания всех мундиров. Самый первый мундир, офицера лейб-гренадерского полка, сшил сам еще в Москве. Когда в Беларуси в 1996 году организовали Минский пехотный полк, сделал мундир фельдфебеля. Офицерский мне изготовил уже профессионал.

Вы офицер в клубе, а в реальной жизни?
– В реальной жизни лейтенантом стал в 1981 году, полковником – в  Военной академии Республики Беларусь, а в клубе – офицер с 1999. Друзья даже шутили: дважды полковник. Реальный и военно-исторический. В клубе начинал унтером, потом почти десять лет был фельдфебелем. За большую выслугу лет меня произвели в поручики. А потом командир полка решил сложить с себя полномочия. Общим голосованием на эту должность выбрали меня. Потом решили, что командира полка можно произвести в полковники, минуя все прочие звания.

Чем форма солдата отличается от офицерской?
– У них темно-зеленые мундиры фрачного типа, пуговицы располагаются в два ряда. А выкройки разные: у офицеров фалды длиннее, на них есть клапаны, под мундиром портупея, на которой держатся ножны. А у рядового через плечи перекинуты белые пантолеры, специальные ремни. На один прикрепляют патронную сумку, на другой – полусаблю.
Много времени отдаете увлечению?
– Сейчас получается не часто, только когда бываю в Минске. С клубом выезжаю на фестивали.

Куда ездили?
– Австрия, Германия, Польша, Литва. После поездки на остров Корсика, родину Наполеона, наш клуб познакомился с группой «Белый орел». В одной из газет опубликовали заметку с фотографией. В то время группа искала фактуру для клипа на песню «Как упоительны в России вечера», увидела снимки и через газету нашла нас.

Получается, вы снимались в этом клипе. Что запомнилось больше?
– На балу меня нарядили в костюм гвардейского казака, закрутили усы, бакенбарды сделали, волосы завили вверх. Режиссер решил снять несколько дублей вальса и пригласил меня. Но я не умел танцевать. Хорошо, что девушка подсказывала. Еще один дубль – точно научился бы. Жаль, в клип наш танец не вошел.

Есть любимые семейные праздники?
– Новый год, Рождество. В детстве нравилось 9 Мая и 7 Ноября. Даже не могу сказать почему.

Особые традиции на праздниках поддерживаете?
– До недавнего времени на Пасху вместе с родственниками собирались у бабушки моей супруги. Когда жил в Минске, с родителями ездили на кладбище в Копыль. Но сейчас туда сложно добираться.

Вы говорили, что во времена Наполеона еще сохранились рыцарские традиции. Вы себя считаете рыцарем?
– Это должен сказать тот, кто со мной общается. Наверное, увлечение наложило на меня отпечаток. Стараюсь вести себя по-рыцарски.

Анкета «Вечёрки»

Кто вы по знаку зодиака?
– Стрелец.

Любимое место на Земле?
– Озеро Свитязь.

Любимое блюдо.
– Их много. Но на первом месте – мочанка с блинами. Ее замечательно готовит моя мама.

Любимое животное.
– Кошка. Заметьте, не кот.

Что или кого взяли бы с собой на необитаемый остров?
– Если кого, то супругу, а если что – стихи Есенина и Федорова.