Зайку бросила хозяйка

Почему торговать куклами и пирамидками стало невыгодноВ детских магазинах расширяют секции бытовой техники и косметики, а на рынках покупатель рискует приобрести плюшевых мишек «с душком».

Белорусские игрушки выделяются из общей массы импорта. В «детском» отделе одного из магазинов можно без труда определить продукцию отечественного производства. Она имеет строгие геометрические формы, чаще всего квадратные и прямоугольные, – будь то грузовичок, детали конструктора или пианино. «Если такие вот, – женщина-продавец показала на разноцветные мягкие фигурки, – почти все из Кобрина. Российские игрушки в основном развивающие, а если с батарейками – из Китая».

Андрюшка с мобильником
В магазине «Детский мир» после очередной перепланировки впечатление такое, что плюшевые зайцы и куклы «Андрюшки»  опять потеснились. Однако, как нам здесь сообщили, это не так. Теперь игрушки занимают на 20 процентов больше площади, чем раньше, на 20 процентов увеличился их товарооборот. Однако здесь вынуждены зарабатывать деньги, сдавая площади под торговлю бытовой техникой, мобильными телефонами, компьютерами.
Вскоре в одном из подвальных помещений появятся стеллажи с канцтоварами и книгами для малышей. Как рассказала директор магазина Людмила Воропай, весь детский ассортимент убыточен. «Я бы с удовольствием отдала весь первый этаж под игрушки, если бы было возможно. Но это специфический товар. Торговая надбавка на него ограничена 25 процентами. Еще одна проблема – отсутствие сертификатов качества у некоторых поставщиков». Как сообщила товаровед магазина Наталья Савчук, доля  возврата оптовикам несертифицированного товара доходит до 30 процентов. Но за то, что  разместилось на полках, здесь отвечают: всё с сертификатами качества.

Игрушки для взрослых
В частном магазине «Моделист» ТОДО «Алекс Вест» считают торговлю игрушками, в частности, сложно-техническими моделями, конструкторами, выгодной. «Затраты увеличиваются быстрее, чем оборот, и все же мы не собираемся сворачиваться, – рассказал его директор Александр Груша. – Работаем с середины 90-х, и видим, что все усиливающаяся зарегулированность этой сферы сильно вредит. До наших детей небольшой партии качественных игрушек добраться трудно из-за вопросов с сертификацией. По мнению импортеров, лучше ввозить сразу много дешевого однотипного товара, который главным образом поступает из Китая. Прибавьте к борьбе за качество сложности таможенного оформления, и мы получим, что одна и та же игрушка для нашего ребенка обойдется дороже чем, скажем, в Польше.  
Вместе с тем в городе скуден ассортимент игрушек для детей старше 10–14 лет. Объяснение простое: нет спроса – нет предложения. Кто позволит себе купить радиоуправляемую машину за 500–600 тысяч? Именно такова цена, к примеру, модели с настоящим двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, с дисковыми тормозами и амортизаторами. Мальчик может копаться в запчастях, ставить шипованную резину и делать тюнинг. Такие вещи служат годами и интересны как детям, так и их родителям. Но, как правило, покупатель предпочитает китайское подобие на батарейках, и сильно проигрывает.

Надувная сцена плохо пахнет
Особенно часто при лабораторных исследованиях выявляют нарушения требований безопасности товара по запаху. Надувная сцена с пластмассовыми наушниками показала уровень запаха 4 балла, тогда как в норме – 2 балла (еле ощутимый запах). Такие сильно пахнущие игрушки не только неприятны, но и могут вызвать аллергические реакции у чувствительных детей, как считает заведующая отделением государственной гигиенической регистрации Гродненского областного центра гигиены и общественного здоровья Анжела Воробей. Часто радиоуправляемые машины превышают допустимый уровень электромагнитного поля,  а телефоны, мягкие игрушки с озвучкой – нормы по шуму.
В феврале отказали в выдаче гигиенических удостоверений предпринимателям из Лиды, которые заявили для экспертизы мягкие музыкальные игрушки (в нашем примере – поросенок). Они превышали нормы по звуку на 3 децибела. А карусель для младенческой кроватки «играла» на 7 децибелов громче, чем положено. Эксперты сообщают, что не было случаев отказа в выдаче документов, подтверждающих безопасность, игрушкам белорусских производителей. Как правило, санслужба предъявляет претензии к рынкам и торговым центрам. Там чаще продают импортную продукцию, а не отечественную. Как сообщил на недавней пресс-конференции министр образования Александр Радьков, на рынке страны только 13 процентов игрушек отечественного производства, около 60 – китайские. В магазинах же около тридцати процентов продукции – отечественного производства. Это мягкие игрушки предприятий «Фэнси», «Мальвина», «Рэбит», «Люсерж», «Радуга», конструкторы и наборы из пластмассы – «Витпласт», «Руденск», «Полесье».

Алёна СИНЕВИЧ