По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Фото: goroskop.guru
Есть два варианта, как поступить, если часть дней отпуска остались неиспользованными.
Перенос на другой период
Сделать это можно только в определенных случаях, например:
— вы заболели (временная нетрудоспособность),
— у вас начался декретный отпуск,
— вам нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы),
— ваш отпуск совпал с учебным,
— вам вовремя не выплатили отпускные.
Перенос части трудового отпуска на текущий рабочий год возможен с согласия сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в исключительных случаях в связи с производственной необходимостью либо если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. При этом в текущем году все равно нужно использовать минимум 14 календарных дней.
Деньги вместо отдыха
Заменить денежной компенсацией можно только часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающую 21 календарный день, и по соглашению между работником и нанимателем.
Выплата денежной компенсации вместо отдыха также допускается в двух случаях: если работника отозвали от отпуска и человек уже отгулял не менее 14 календарных дней, а также при увольнении.
При этом нельзя не предоставлять отпуск и отзывать из него несовершеннолетних работников и работников с вредными/опасными условиями труда (имеющих право на дополнительные отпуска).
Есть категория работников, которым отпуск в любом случае не заменят денежной компенсацией. Это беременные, инвалиды, несовершеннолетние, работающие в зонах радиоактивного загрязнения. Запрет также распространяется на дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы и отпуска, предоставляемые авансом.