Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым!
Великий мир и глубокая тишина сошли в эту ночь на землю более двух тысяч лет назад. Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! — воспевало Небесное воинство, славя Рождество Христово (Лк. 2: 13–14). «Ночь тиха над Палестиной…», — поется в одной из наших старинных рождественских песен.
Не в ветре Господь, <…> не в землетрясении Господь, <…> не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь (3 Цар. 19: 11–12), сказал когда-то Бог ветхозаветному пророку Илии. Точно так же, не в громе, а в тишине, не в пышном дворце, а в яслях для скота, не в горделивом превозношении, а в глубочайшем смирении, родился Господь наш Иисус Христос, произошло это спасительное для человечества событие, возвестившее людям не страх, а великую радость (Лк. 2: 10).
Ни один мудрец не способен в полной мере проникнуть в эту Божию тайну — тайну Боговоплощения. По слову святителя Иоанна Златоуста, «будучи Богом, Христос сделался человеком, не переставая быть Богом; <…> не исследуй, как это возможно; где хочет Бог, там побеждается порядок природы…».
Люди своими грехами вытеснили Бога из мира и из своей души, но Бог через Свое воплощение возвращается в мир. И главной причиной этого было Его человеколюбие, отмечает святитель Григорий Нисский.
Есть у Рождества Христова не только вселенское, но и сугубо личное измерение. Вифлеемские пастухи встретили Родившегося Бога в вертепе, а мы встречаем Его в темных пещерах своих сердец, которые озаряет Божий свет. И чтобы эта встреча произошла, нам тоже нужна тишина — внутренняя, сердечная тишина посреди бушующего житейского моря. Это — необходимое условие соединения человека с Богом. Неслучайно в одном из канонов, читаемых перед Святым Причащением, мы обращаемся к Пресвятой Богородице: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая…».
Как же достичь этой внутренней тишины? Необходимо (по выражению святителя Иннокентия Херсонского) сойти «во глубину веры и упования, во глубину Промысла и любви Божией, где кончается несчастная зависимость человека от внешних перемен и превращений…».
Родившись в тишине наших сердец, очищенных покаянием, Господь призывает нас к делам милосердия и помощи ближним: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2: 10).
В эту тихую ночь бедные пастухи смогли предложить Пресвятой Богородице и Ее Новорожденному Божественному Сыну приют только в яслях для овец, но от этого их доброе дело не стало менее ценным. И за то, что они открыли свои двери Богу и ближнему, эти пастухи стяжали величайшую благодать: Слава Господня осияла их (Лк. 2: 9), свидетельствует Евангелие.
«Всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели, — говорит святитель Николай Сербский. — Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем».
Будем же и мы, следуя за путеводной звездой Евангелия, деятельно заботиться о тех, кто рядом с нами. Не только вещественная помощь, но даже одно доброе слово ближнему может стать той лептой малой, которая будет драгоценна в очах Божиих.
С любовью о Христе Родившемся
Антоний,
архиепископ Гродненский и Волковысский
Рождество Христово 2026 г., Гродно