Незадолго до наступления года Красной Огненной Лошади мы приехали в фермерское хозяйство нашей старой знакомой Татьяны Терешковой в деревню Дубница.
Это отличное место в 15 минутах езды от Гродно, где легко дышать и отдыхать от городского шума. Ощущение, что попадаешь на несколько веков назад: вместо привычных нашим глазам автомобилей встречаем мирно пасущихся на траве коней.
Нас встречает Татьяна Терешкова, она обожает лошадей, которые стали делом всей ее жизни. Женщина не просто разводит коней и занимается иппотерапией, она стремится сохранить белорусскую упряжную породу — в этом году этой породе исполнилось 25 лет.
— Существует такая норма: если остается около 300 голов той или иной породы, то она на грани исчезновения. В Беларуси в племенных хозяйствах осталось лишь 490 белорусских упряжных лошадей, из них только 192 конематки. Кроме того, в стране только 115 голов полесских аборигенных лошадей, из них около 40 маток. Белорусские породы мы теряем на глазах, — разводит руками Татьяна.
Она состоит в инициативной группе по сохранению и приумножению голов нашей породы. Татьяна Терешкова проводит виртуальные выставки, в ходе которой люди со всех уголков Беларуси и не только могут получить оценки своих лошадок от профессионального международного жюри.
Наша собеседница приводит еще одни неутешительные цифры. Около ста лет назад в мире было 120 миллионов лошадей. В Беларуси в 90-х годах было 217 тысяч голов, а пик пришелся на рубеже веков. В начале 2000-х в стране держали 233 тысячи лошадей. На начало 2025 года осталось только 19 тысяч. Коней держали наши деды, чтобы вести домашнее хозяйство. Но сейчас на смену лошадиным силам пришли мотоблоки.
— Белорусские лошадки универсальные: они добрые, выносливые, могут участвовать в иппотерапии и в спортивных соревнованиях, — говорит Татьяна. — Они доброжелательные, на них можно обучать начинающих всадников, проводить прогулки и фотосессии, а то сейчас многие дети никогда вживую коней не видели.
Сейчас в Дубнице у Татьяны 15 лошадей разных пород, из них три пони — «полторы лошади», как шутит хозяйка.
— Я переключилась на белорусов, — смеется Татьяна. — Наверное, на меня так влияет жизнь в деревне. Вы только посмотрите, какие у нашей породы разнообразные масти: изабелловая, гнедая, буланая, вороная, серая, рыжая, соловая… Они собрали всю акварель цветов.
Главная гордость Татьяны Терешковой — ее ветеран Хабар. Ему 25 лет, но в переводе на лошадиные годы жизни — уже 100. Дело в том, что у коней год человеческой жизни идет за четыре.
Одно из направлений деятельности лошадиной фермы — иппотерапия. Татьяна сотрудничает с действующим врачом-реабилитологом БСМП Анастасией Томашовой. Детей с особенностями приезжает много.
— Важно, чтобы во время занятий на месте был врач. Лошадь — это животное со своим нравом и настроением, — объясняет Татьяна.
В Дубнице несколько раз в году проводят детские фестивали: «Цветик-семицветик», «Золотая осень» и «Проводы зимы». Дети катаются на лошадях, участвуют в конкурсах и угощаются сладостями. Больше всего участникам понравился хоббихорсинг — дети преодолевали препятствия на деревянной палке с лошадиной головой.
Сейчас готовится проект международного фестиваля, участие в котором дали команды из России.
Приезжают в деревню на прогулки с лошадями, но этой деятельности Татьяна Терешкова не уделяет много времени. Женщина принципиально просит людей перед катанием пройти начальный курс подготовки.
— Я не понимаю людей, которые предоставляют людям услуги по катанию. Представьте, приезжает незнакомый человек, у которого нет навыков работы с лошадями, садится верхом и скачет в лес. Взрослые не понимают, что это опасно для здоровья. Табунная лошадь подвержена инстинктам, в лесу что-то затрещало и зашумело, и она понесет своего всадника… Травму может получить даже опытный человек.
Я всегда сравниваю поездку на лошади с управлением автомобилем. Если вам один раз показали руль, педали и коробку передач, вы сразу сядете и поедете по дороге? А вот для фотосессии достаточно пройти инструктаж по технике безопасности.
Сейчас набирает моду ипповенция. Это процесс, когда люди не катаются на лошади, а просто подходят и гладят ее. Это больше психологический контакт, который позволяет человеку расслабиться и никому не причиняет вреда.
За много лет работы Татьяна Терешкова научилась замечать настроение и повадки своих подопечных. Первый признак, что с лошадью что-то не так, — это отказ от еды. В этом случае нужно быстро оказать помощь и сделать укол. В Беларуси владельцы лошадей находятся в тесном контакте. Спросить совета у коллеги или врача-ветеринара у заводчиков не считается зазорным. Фермеры никогда не перестают учиться.
Мы подходим к лугу, где на свободной от декабрьского снега земле пасутся два неразлучных друга Тимон и Лелик. Лошадки играются, покусывают друг дружку и устраивают догонялки.
— Они не могут друг без друга, как только одного из них нет, другой сразу начинает ржать, — рассказывает Татьяна.
По характеру все лошади разные, как люди. Есть покладистые, есть игривые, есть с норовом. Но все зависит от воспитания. Если хозяин бьет лошадь, то она больше никогда не будет доверять людям.
Есть такое поверье, что людям нельзя ходить по месту, где качалась лошадь. Татьяна Терешкова находит этому простое объяснение:
— Во время иппотерапии конь забирает чужие болезни и боли. После этого его выпускают на свободный выгул для отдыха. Качаясь по траве, лошадь заземляется и отдает негатив. Вот почему не нужно ходить по таким местам.
Обычно лошадь участвует в иппотерапии только три года. Дальше ее снимают с занятий и дают отдых. Были случаи, когда погибало здоровое животное, а внутри при вскрытии обнаруживали опухоль или другую болезнь, которая никак не проявлялась.
Еще одно заблуждение, что лошади негативно реагируют на пьяных:
— Животное не причинит вреда, если не будет чувствовать опасности. Зато лошади отлично чувствуют агрессию внутри человека и видят наше настроение, даже если мы его не показываем, — говорит Татьяна.
Татьяна берет ведро с морковкой и идет угощать своих питомцев. Лошадки быстро заметили хозяйку и поспешили к ограде, вытащив наружу свои забавные мордашки.
— Это мама и дочка. Белка, у меня есть морковка! Для них это десерт. Но перекармливать нельзя, есть рацион. Кормим сенажом, овсом, свеклой и яблоками, — рассказывает Татьяна.
После угощения лошадки потянулись к хозяйке, чтобы… поцеловать ее.
— Ты такой уже лизун! — гладит свою лошадку хозяйка.
Есть поверье, что найти подкову — это к счастью. Но еще большая удача — увидеть и сфотографировать свечку. Когда мы уезжали из Дубницы, Тимон и Лелик стали на задние копыта и уперлись друг в друга.
Вечером после нашего визита Татьяна Терешкова прислала сообщение:
«Женя, у вас очень мягкая и положительная энергетика. Муж сказал, что редко кому лошади показывают свои игры и тем более дают их снимать».
Этих животных невозможно не любить.
Благородные лошади делают нас добрее.