Уже 16 лет супруги из Гродно держат собственный магазин у дома, а недавно открыли в областном центре еще один. Как удалось сохранить бизнес в эпоху гипермаркетов и торговых центров, почему магазин прозвали «тапочным» и в чем секрет успеха, рассказали «Вечёрке» Виктор и Наталья Даукшис.
Виктор и Наталья вместе уже более 30 лет. Парень после армии устроился на прядильно-ниточный комбинат, а девушка училась в училище от этого предприятия. Оба жили в общежитии, там и познакомились. Правда, тогда никто и подумать не мог, что эта встреча свяжет их на всю жизнь.
— До армии я окончил Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта, 1989 год, тогда работа по специальности была. Потом два года отслужил в армии. 91-й, распад СССР, железную дорогу в Вильнюсе закрыли. Так и вернулся на свою малую родину, — рассказывает Виктор.
Спустя год молодые люди расписались… тайком: Виктору тогда было 22, Наталье — 18.
— Помню, на свидания приносил жвачки «Дональды». Их ему родная сестра из Польши пересылала. Наверное, ими меня и подкупил, — смеется Наталья.
В семье двое детей. Старшему сыну Сергею 32 года, работает ведущим инженером в ЖКХ. Дочери Валерии — 25, она программист, живет за границей. Есть две внучки: Вика, ей пять лет, и Лиза, два года.
Первую торговую точку семья Даукшис открыла в 2003 году. У Виктора уже был опыт в торговле: работу на прядильно-ниточном комбинате он активно совмещал с поездками в Польшу и Россию. Начинали с обычных киосков на остановках. Первый открылся на перекрестке на улице Дзержинского.
— Транспортного кольца там еще не было. Торговали продуктами, напитками, сигаретами — в общем, стандартный набор. В то время в городе не хватало торговых объектов, не было торговых сетей, как сейчас, — вспоминает Виктор. — Денег у нас не хватало, пошли к моему брату, он помог. Потом чуть-чуть заработали и открыли второй киоск, уже на улице Лиможа, напротив 6-й поликлиники, ее еще не построили, там находился пустырь.
Штат поначалу был небольшой: по два человека на киоск плюс директор.
С появлением торговых сетей стало понятно, что киоски скоро будут невостребованными, и супруги начали искать другие варианты. Нашли помещение под магазин в строящемся доме на улице Тавлая, договорились об аренде и 1 сентября 2009 года открылись. Точку назвали просто: «Продовольственный магазин на Брикеля», хотя юридически он находится на улице Тавлая.
— Тогда вывески нужно было согласовывать, что мы и сделали. А когда дом построили и сдали в эксплуатацию, по документам вышло, что улица Тавлая, — объясняет Наталья. — В любом случае нас здесь знают. Местные покупатели прозвали магазин «тапочным», потому что можно спуститься из квартиры в тапках и пижаме.
Фирму назвали по первым буквам фамилии и двух имен «Давинат»: да — Даукшис, ви — Виктор и нат — Наталья. К слову, несмотря на совсем не белорусскую фамилию, оба — коренные белорусы.
— Я родом из Вороновского района, Литва близко, но литовских корней не нашел. Наташа — из Свислочского района, ее девичья фамилия — украинская. Получается, оба — белорусы, но польской национальности, с литовскими и украинскими корнями, — улыбается Виктор.
— Знаете, мы деревенские, из простых семей: у меня три сестры, у Вити — три брата и две сестры. Полжизни прожили в общежитии. И это нас закалило, — добавляет Наталья. — Помню, когда только построили квартиру на Брикеля, помыла все стены и двери в подъезде. Соседи косо посмотрели. А что делать? Сами должны создавать уют и следить за порядком.
Магазин на Тавлая стал первым и очень долгожданным в этом районе.
— Помню, пошел в управление торговли, а там мне и говорят: «Слава богу, что магазин открывается, а то народ без конца звонит». А сейчас в одном доме «Копеечка», «Минск-Кристалл», «Вкусняшка» и мы. И рядом большущий магазин «Санта», — замечает Виктор.
Супруги признаются: когда открылась «Санта», это их очень подкосило. Два года торговый объект переживал сложный период.
— Ушли в убытки, было много нервов, срывов, проверки к нам тогда пошли, но мы выдержали, — вспоминает Наталья. — И благодарны людям, которые нас тогда не бросили. Алла Викторовна, главный бухгалтер, с нами с первых дней. Почти все продавцы работают более 10 лет.
Сейчас у семьи два магазина. Второй недавно открыли в Грандичах на улице Саяпина. Оба небольшие (125 и 73 кв. м), но компактные. На две точки — около тысячи наименований товара. Только молочных продуктов — с десяток поставщиков. Овощи и фрукты — все из наших фермерских хозяйств.
— Магазин — это не киоск: что ни привезешь, все продашь. Сейчас ориентируемся на покупательский спрос. У нас много пенсионеров, людей среднего возраста. Иногда даже этикетки приносят, просят добавить в ассортимент. У нас магазин маленький, поэтому чтобы товар покупали, нужно сначала его раскрутить. Как пример — горячий хлеб из Скиделя, он дешевый и качественный. Люди едут за ним даже с Домбровского и Кабяка, — делится секретом успешного бизнеса Наталья. — Выигрываем и за счет цен. Многие до сих пор думают, что наш магазин государственный, потому что цены низкие. Мы работаем со многими частниками.
Сегодня на два магазина в штате — 15 человек. Виктор — директор, но, если надо, и сантехнику починит, и лампочку заменит, и полы помоет, и товар разгрузит. Много времени, говорит он, уходит на самовывоз: дело в том, что некоторые поставщики дают скидку, если забираешь продукцию сам. Так работают, к примеру, с «Прогресс-Вертелишками». Наталья — бухгалтер, на ней — все заявки, поставки, договоры, персонал. Женщина признается: бывают трудности с заключением договоров — далеко не все поставщики хотят работать с мелкими магазинами, тогда приходится их уговаривать.
— Малый бизнес сейчас работает на выживание. Мы не можем поехать в Россию и купить там, к примеру, растительное масло дешевле. У нас не те объемы, что в «Санте», — объясняет Наталья Николаевна. — В среднем в день около тысячи покупателей. К нам приходят свои, все друг друга знают. В часы пик даже очереди есть. И для такого маленького магазина проходимость большая, но средний чек маленький. Стабильно идут вино-водочные продукты и молочка. Праздники — это тоже не про нас. У нас нет, к примеру, сыров с плесенью или ананасов.
Супруги признаются, держать два магазина в нынешних условиях сложно, особенно когда вводят какие-либо новшества.
— Труд — это еще ладно, но нервы! Недавно переходили на QR-коды, плакали, думали, чтобы успеть вовремя все сделать. К счастью, потом это требование оставили только для молочных продуктов, — делится Наталья.
— Работа очень сложная. Сын помогает, но для него такой участи не хотел бы. Насколько можем, будем тянуть, — добавляет Виктор.
Единственное спасение для супругов — дача в Гумбачах. Там есть баня, которую топят круглый год. Уезжают туда в пятницу вечером, назад возвращаются только в воскресенье. С собой берут внучек: старшая уже пробует париться.
Поддерживают хорошие отношения с родными братьями и сестрами, те часто приезжают в гости на дачу.
— Если бы можно было вернуться на 20 лет назад, мы, несмотря на все сложности, прошли бы этот путь заново, — уверенно отвечают оба супруга.