Змеиный день и время для домашних дел — запреты и приметы Воздвижения

Сегодня, 27 сентября, православные верующие отмечают Воздвижение. Это один из великих (двунадесятых) православных праздников в честь поднятия Креста Господня. В народной традиции дата воспринималась как рубеж бабьего лета и начала «первых зазимков» — третья встреча осени, пишет РБК.

Что не стоит делать на Воздвижение

Исторически Воздвижение связано с двумя событиями Священного Писания: обретением Креста Господня святой Еленой в 326 году близ Голгофы и его возвращением из Персии при императоре Ираклии (святыню торжественно «воздвигали» перед народом, обращая к четырем сторонам света).

В этнографической традиции эта дата считалась «змеиным днем», что задавало особые правила осторожности у воды и в лесу. Церковь отдельно подчеркивает: приметы и суеверные толкования не относятся к ее вероучению и не должны смешиваться с содержанием праздника.

В этот день запрещается:

— есть животную пищу. Воздвижение — строгий постный день.

— смешивать церковный праздник с суевериями. Народные приметы о погоде и «знаках» не являются частью церковного учения и Церковью осуждаются.

— купаться в реках и озерах. По устойчивым представлениям, в этот день змеи «уходят» на зимовку и могут прятаться под водой.

— ходить в лес без необходимости. Воздвижение считали «змеиным днем». Нарушителям лесного запрета фольклор предрекал беду.

— в деревнях двери помечали крестами, в ясли коров и лошадей клали деревянные крестики или перекрещенные веточки рябины — отказ от таких практик считался лишением «ограды».

В народной традиции Воздвижение — время дел для дома и двора: в ясли коровам и лошадям кладут маленькие крестики, селение и поля обходят с иконами, ставят обетные придорожные кресты, чтобы «оградить» хозяйство на год вперед. К концу сентября подводят итоги сезона: завершают полевые работы и открывают «капустницы» — рубку капусты и девичьи вечерки.

Что нужно делать

Отправиться в церковь. Праздник относится к числу двунадесятых, в этот день верующие вспоминают обретение Креста и его торжественное воздвижение, участвуют в богослужении и поклоняются святыне.

Соблюдать строгий пост, который сохраняется независимо от того, на какой день недели выпал праздник.

Совершать крестные обходы домов и полей. В ряде мест крестным ходом ограждали селение и нивы «на круглый год», возносили молитвы об урожае.

Ставить и обновлять кресты. Ставили обетные придорожные кресты «в благодарность за избавление от напасти», поднимали кресты на новостроящихся храмах.

Позаботиться о скоте. В ясли коров и лошадей клали маленькие деревянные крестики, а при их отсутствии — перекрещенные веточки рябины.

Related Post

Начать «капустные» дела. Воздвижение называли «капустницами»: рубили капусту на заготовки, устраивали «капустенские вечерки», которые тянулись около двух недель. Именно на таких посиделках холостые деревенские парни присматривали себе невест.

Собрать и освятить травы и букетики. Освященные на Воздвижение растения считались целебными и обережными, их хранили в доме и использовали по необходимости (в отдельных регионах упоминались васильки, базилик, чабер).

Приметы погоды

В народной традиции этот день называли «Вздвиженье» и «Здвиженье», подчеркивая «сдвиг» времени года: «земля сдвигается с лета на зиму», «кафтан сдвинется, шуба надвинется».

Если на Воздвижение день прохладный, дальше ждут «первые зазимки».

Если в этот день «играет» солнце, это признак раннего прихода весны.

Если утром на Воздвижение уже «кусает» морозец, значит зима будет скорой и суровой.

Ветер с севера — лето будет теплым, а следующий год — урожайным.

Если в этот день тепло, говорили, что «на Воздвижение зима лишь собирается», а по-настоящему заявит о себе только к Покрову.

Если на Воздвижение стаи перелетных птиц дружно тянутся в отлет, это считали верным знаком конца тепла.

Бытовые и хозяйственные приметы

Если на Воздвижение обойти село и поля крестным ходом, считали, что селение будет «оградой» защищено от лиха на целый год.

Если на строящемся храме в этот день поднимают крест, это считали хорошей приметой для хода стройки и благополучия округи.

Если начало сева отмечали общим обедом и закапывали остатки в землю, ожидали плодородия и удачи на озимых.

Обходили нивы с иконами и молились о будущем урожае — считали, что год для хозяйства будет «бережен» и хлеб родится.

Share
Published by
Евгений Лебедь