Здесь ученые искали нефть, а солдаты помогали хуторянам копать картошку. В реке ловили рыбу, а свадьбы проводили при свете лучины. Среди дятловских лугов, окруженных лесами, о месте, где полвека назад жили люди, напоминает только камень. История родной земли осталась лишь в воспоминаниях предков и нескольких строках на табличке.
Идея этого материала появилась случайно. Мы катались по лесным и полевым дорогам в Дятловском районе, чтобы фотографировать дикую природу. Это места невероятной красоты: посреди окруженных лесами лугов течет живописная река Подъяворка, в поле стоит дуб-великан, а вокруг такая тишина и умиротворенность, словно в этом мире больше никого не осталось…
У дороги увидели камень с табличкой. На нем надпись «Юзин Бор», имена двух людей по фамилии Данильчик и четверостишье, насквозь пропитанное болью за родную землю.
На старых картах мы нашли Юзин Бор. Он появился около 1900-ых годах и просуществовал больше 70 лет. Рядом с этим хутором были и другие: Пустоколово, Подъяворка, но затем их объединили в один под названием Подъяворка. Но больше никаких упоминаний о семье Данильчиков нет. И мы решили найти родственников, чтобы узнать, как здесь раньше жили люди, и почему от хутора не осталось ни следа.
Этот материал — большая журналистская удача, он был бы невозможен без помощи жителей Дятловского района. В небольшом райцентре все друг друга знают, поэтому быстро подсказали человека, который когда-то жил на хуторе. Екатерине Николаевне Данильчик уже за 80 лет, она много лет в Дятлово, но на Юзином бору они с мужем Сергеем прожили четыре года. Потом построили дом в райцентре.
— Евгений и Галина Данильчики — это мои свекор и свекровь, — рассказывает женщина. Он работал в лесхозе, а она в колхозе. Сам хутор основал отец моего свекра Иосиф, поэтому появилось название Юзин бор (от имени Иосиф – Юзеф, Юзик). Тут они поселились вместе с братом.
В нескольких сотнях метров от этого хутора жили другие семьи: Лукутины, Гриб, Ткацевичи, Почебыты и другие.
— Люди жили очень дружно: вместе садили и копали бульбу, и вместе гнали самогонку, — смеется баба Катя.
Иосиф Данильчик держал пасеку и помогал сельчанам спасать коров.
— Бывало, что пчелы кусали коров за вымя, и животные не давали молока. Свекор зажигал уголек и молился. После этого укусы проходили, и коровы снова доились, — вспоминает пенсионерка. — Коров тогда в лесах пасли. А однажды сестра моего мужа нашла в лесу маленького олененка. Мы его поили молоком и вырастили. Потом нашу Аленушку забрали в гродненский зоопарк.
Эти места тоже не обошла война. Екатерина Данильчик рассказывает историю, которую ей передала свекровь. Во время войны возле Юзиного бора немцы расстреляли красноармейца Ивана Смирнова.
— Свекор завернул тело в ткань и похоронил солдата в километре от дома. Потом мы собирали ягоды и зашли на могилку, где кто-то поставил крестик и положил фиалки. Но с тех пор прошло много лет, думаю, это место уже не найти…
Хуторяне активно пользовались тем, что давала природа. В Подъяворке было столько рыбы, что ее ловили не ведрами, а выварками! А под дубом, который стоит посреди луга, даже сейчас собирают по две корзины боровиков.
На землях росли хорошие травы, поэтому летом крестьяне заготавливали сено.
— К нам приезжали косить с Руды Яворской, Лозок, Явора, Сверплевичей, Сочевлян и других деревень. Косцы даже ночевали у нас в гумне на сене, — вспоминает женщина.
Однажды рядом с хутором остановились военные, которые проводили летний полевой выход.
— Солдаты все время приходили и спрашивали, чем помочь, и однажды помогли копать нам картошку. Мы угощали их молоком, творогом и сыром, — вспоминает баба Катя. — Один раз к нам приезжали ученые, бригада Левданских. Они жили у нас три недели, бурили скважины и искали нефть, но ничего не нашли.
Юзин бор просуществовал до 1968 года. После смерти хозяев один из сыновей продал дом. Хату разобрали и перевезли в Дятлово.
В год столетия своего отца сын Сергей установил камень на месте хутора. В 2005 году здесь собрались все, кто раньше был на хуторах. На берегу речки поставили столы и отмечали юбилей.
— Этот камень мой муж вез с Новоельни, а невестка сделала доску с надписью. Так мы увековечили память своих родственников.
Мужа Екатерины Николаевны не стало 14 лет назад. Но Данильчиков до сих пор тянет на малую Родину.
Сейчас каждый год, если позволяет здоровье, Екатерина Николаевна с сыном приезжают к камню, чтобы погулять по лесу и вспомнить время, когда хозяин Юзиного бора угощал гостей золотым ароматным медом.