Первые мопеды и мотоциклы в Гродно появились почти 100 лет назад. Выпускали их на фабрике велосипедов Niemen Старовольских. А в этом материале историк Александр СЕВЕНКО рассказывает, на каких мотоциклах ездили в советское время.
Накануне Великой Отечественной войны по улицам Гродно на мотоциклах часто ездили военнослужащие Красной Армии. Здесь дислоцировалась 29-я танковая дивизия, в составе разведывательного батальона, в которой имелась мотоциклетная рота. А в 11-м механизированном корпусе, куда входила эта дивизия, был сформирован мотоциклетный полк. На вооружении танкистов находились мотоциклы ТИЗ АМ-600. Они были с коляской и двигателем 16,5 л. с. и разгонялись по шоссе до 95 км/ч. В частях связи имелись легкие отечественные мотоциклы Л-8, Иж-8 или Иж-9.
Во время оккупации немецкие мотоциклы с пулеметами в колясках, хорошо известные нам по фильмам про войну, стали частыми гостями на наших дорогах. В июле 1944 года, после освобождения Беларуси, они нередко становились трофеями Красной Армии. К тому времени на вооружении наших частей были тяжелые мотоциклы М-72 — предшественники знаменитого «Урала», на которых ездили офицеры, доставляли на передовую боеприпасы. На мотоциклах сопровождения этой модели размещались крупнокалиберные пулеметы. В составе воинских частей, освобождавших Гродно, можно было увидеть и мотоциклы, поставляемые союзниками по ленд-лизу, Harley-Davidson и Indian, а также немецкую трофейную мототехнику.
В послевоенный период в Гродно вновь дислоцировались танковые части. Советские танкисты и в послевоенное время активно использовали мотоциклы, учет которых был налажен по бронетанковой службе. До конца 1950-х годов встречались американские Harley-Davidson, но большинство парка военных мотоциклов составляли отечественные МВ750 и МВ750М.
В СССР многие милиционеры, в том числе и сотрудники ГАИ, передвигались на служебных тяжелых мотоциклах с колясками.
В послевоенное время использовали мотоциклы М-72 и ИЖ-49. В конце 1950-х годов пересели на «Урал М-61» (выпускался с 1957 года) и К-750 (производился с 1958 года). В 1960-е годы ездили на мотоциклах «Урал М-62» (выпускался с 1961 по 1965 год) и «Урал-2» модели М-63 (производился с 1963 по 1971 год), а с 1968 года — и на мотоциклах «Днепр К-650». С 1974 года на вооружение милиции стали поступать «Днепр МТ-10».
На мотоциклах гродненская милиция ездила практически до конца советской эпохи. На праздничных парадах в Гродно привычным зрелищем были колонны милиционеров-мотоциклистов.
С 1953 года мотоциклы МВД окрашивали в синий цвет с красными полосками и надписями, а с конца 1960-х годов они приобрели желто-синюю окраску.
Мототехника находилась и на службе у пожарных. Мотоциклы активно использовали в лесхозах, колхозах, на предприятиях и в организациях.
В начале 1945 года в Гродно было всего 8 мотоциклов. С начала 1950-х годов у гродненцев появилась возможность покупать себе мопеды и мотоциклы. Причем не только новые, но и списанные устаревшие модели.
С 1951 года производство мотоциклов наладили на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Это была модель М1А, прототипом которой послужил немецкий трофейный мотоцикл. С 1956 года выпускалась модель М1М, с 1962 года — «Минск М-103», затем модели М-104, 105 и 106. В 1970-е годы завод производил модели ММВЗ-3.111 и ММВЗ-3.115. Наиболее популярный минский мотоцикл ММВЗ-3.112 выпускался с 1980 по 1995 год. С 1956 года на заводе производились и различные модели спортивных мотоциклов. Такая техника была относительно недорогой, простой и надежной. Мотоцикл «Минск» в 1960–1980-е годы стоил 320–330 рублей.
В 1950–1980-е годы многие модели мотоциклов, также как легковые автомобили, можно было приобрести лишь по очереди (по записи), стоять в которой приходилось от нескольких месяцев до нескольких лет. Помню, в 1980-е годы в «Мотовеломагазине» на улице Белуша в наличии обычно имелись лишь мотоциклы «Минск» и «Восход-3М» (стоил 420 рублей), а также несколько марок и моделей мопедов. За остальными марками мотоциклов нужно было «охотиться» — постоянно ходить в магазин, приобретать с рук или долго стоять в очереди. Гродненцы могли съездить в соседние Литву или Латвию, где приобрести мотоциклы и, особенно, мопеды разных марок было проще. Также б/у мотоциклы и мопеды у нас продавали на Грандичском рынке.
Наиболее престижными в молодежной среде в 1960–1980-е годы считались импортные чехословацкие мотоциклы Jawa («Ява») и CZ («Чезет»). Цена мощных двухцилиндровых Jawa-350 и CZ 350 была велика — примерно тысяча рублей или чуть больше. Для сравнения: однокомнатная кооперативная квартира в 1970-е годы стоила около пяти с лишним тысяч рублей, а средняя зарплата составляла от 122 рублей в 1970 году до 163 рублей в 1979-м.
На гродненских улицах встречались венгерские мотоциклы Pannonia («Паннония»). Они были хуже по качеству, но не менее красивые по дизайну. Поставлялись в СССР на экспорт с 1956 по 1975 год. Именно на такой технике, по крайней мере, в одном из эпизодов, гонял по Москве Савранский — герой фильма «Покровские ворота».
Многие мечтали стать обладателями мотоцикла «Иж Планета Спорт», который выпускался с 1973 по 1984 год и стоил примерно столько же, сколько и знаменитая «Ява», — 1045 рублей. «Иж Юпитер-3К» (с коляской) можно было купить за 1040 рублей. Самыми же дорогими советскими мотоциклами в середине 1970-х годов были тяжелые и мощные мотоциклы с коляской «Урал» и «Днепр», за которые просили более полутора тысяч рублей. Их нужно было ставить на учет не только в ГАИ, но и в военных комиссариатах.
Продолжение следует