Часто женщины репродуктивного возраста сталкиваются с нарушениями менструального цикла, лишним весом, акне. Когда следует насторожиться родителям девушек-подростков, какие признаки могут указывать на синдром поликистозных яичников и возможна ли беременность при этом диагнозе. На эти и другие вопросы ответила Светлана Романова, врач-акушер-гинеколог «ИНВИТРО»
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) считается одной из самых распространённых причин бесплодия у женщин. Так ли это? Что это за заболевание?
Синдром поликистозных яичников (ранее более известный как синдромом Штейна-Левенталя) – эндокринное расстройство у женщин репродуктивного возраста, обусловленное генетическими факторами и факторами внешней среды. Термин «синдром» предполагает обнаружение совокупности связанных между собой признаков: при данной патологии это может быть гирсутизм (избыточный рост волос на лице и теле), жирная кожа и акне (угревая сыпь), избыточная масса тела и ожирение, облысение, ультразвуковые признаки поликистоза яичников, нарушение менструального цикла, бесплодие.
Большинство форм СПКЯ характеризуются гиперандрогенией – повышением уровня мужских половых гормонов (тестостерона, дегидроэпиандростерон-сульфата (ДГЭА-С) и андростендиона) в крови у женщины. В таких случаях у женщины может быть гирсутизм (избыточный рост жестких волос по мужскому типу – на лице и теле), акне (открытые или закрытые комедоны, папулы, пустулы), себорея, алопеция – интенсивное выпадение волос на голове с образованием залысин в теменной, лобной зонах.
Синдром поликистозных яичников рассматривается как одна из самых распространённых причин бесплодия. Трудности с зачатием обусловлены нарушением овуляции вплоть до ее отсутствия (олигоановуляция). Овуляция – это процесс выхода созревшей яйцеклетки из яичника в маточную трубу для дальнейшего оплодотворения. У женщин с СПКЯ менструации могут быть нерегулярными, отсутствовать длительное время, либо иметь затяжной «мажущий» характер. Однако некоторые женщины с СПКЯ имеют нормальный менструальный цикл. Риски для здоровья, связанные с СПКЯ, выходят за рамки этих симптомов. СПКЯ является фактором риска развития нарушений углеводного обмена, многие женщины с таким расстройством имеют избыточную массу тела или ожирение по мужскому типу (по типу «яблока», при котором жировая ткань накапливается в области живота) и/или резистентность к инсулину. К маркерам инсулинорезистентности у женщин с СПКЯ относится негроидный акантоз (затемнение участков кожи в области кожных складок, чаще шеи, подмышечных впадин, паховой области).
При СПКЯ отмечается повышенный риск развития сахарного диабета 2 типа, дислипидемии (нарушения жирового обмена), сердечно-сосудистой патологии, психологических нарушений (депрессии, тревожных расстройств) и пр.
Признаки СПКЯ не всегда укладываются в классическую картину, что затрудняет диагностику заболевания.
Когда можно заподозрить СПКЯ? Какие признаки наблюдаются уже в подростковом периоде?
Выявить признаки формирующегося СПКЯ у девушек-подростков бывает затруднительно. Это связано с особенностями функционирования репродуктивной системы девушек в период полового созревания.
Один из важных симптомов СПКЯ – это нарушение менструального цикла. Но в первые годы после наступления менархе (первой менструации), нерегулярный цикл выявляется более чем у половины девушек. У некоторых из них «нормальный» менструальный цикл устанавливается примерно к 5-6-му году от начала менархе. Поводом для врачебной настороженности в отношении юных пациенток становится отсутствие тенденции к формированию регулярного менструального цикла в течение двух лет после менархе.
Избыточный рост волос на лице и теле у подростков с СПКЯ можно диагностировать после менархе, но на начальных стадиях формирования СПКЯ этот симптом минимален или отсутствует вовсе. Избыточный рост волос может сочетаться с угревой сыпью, но частота появления акне у подростков достаточно велика, поэтому это нельзя считать надежным диагностическим критерием. Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов малого таза не применяется у подростков для диагностики СПКЯ в течение 8 лет после менархе в связи с особенностями структуры яичников в этом периоде.
Таким образом, у подростков СПКЯ диагностируется при наличии клинической гиперандрогении (гирсутизм, акне) и нерегулярного менструального цикла, при этом ультразвуковые критерии практически не используются. Поэтому, если у девушки наблюдаются затяжные или, наоборот, слишком скудные и нерегулярные менструации, ярко выраженная угревая сыпь или избыточный рост волос на лице и теле, следует обратиться к врачу-акушеру-гинекологу, чтобы выяснить причину этих нарушений.
Как диагностируется СПКЯ? К каким врачам следует обратиться?
Женщинам с подозрением на СПКЯ в первую очередь необходимо обратиться к врачу-акушеру-гинекологу, который может направить к врачу-гинекологу-эндокринологу или врачу-эндокринологу. Диагностика СПКЯ является комплексной и включает тщательный сбор анамнеза и физикальное обследование (включая выявление гирсутизма), ультразвуковое исследование органов малого таза с оценкой структуры яичников и исследование гормонального фона, включающее подтверждение гиперандрогении и олигоановуляции, а также анализ на инсулинорезистентность.
Из-за возможных отдаленных рисков, к которым приводит СПКЯ (болезни сердца, сахарный диабет 2 типа, депрессия), женщинам с этим заболеванием может понадобиться консультация врачей других специальностей: кардиолога, терапевта, психиатра и пр.
Часто СПКЯ сопровождается клинической депрессией и тревожными расстройствами у женщин. Почему?
Проблемы с ментальным здоровьем, к сожалению, часто идут рука об руку с синдромом поликистозных яичников. Этому есть объяснение: женщины могут сталкиваться с ухудшением внешнего вида: избыточная масса тела и ожирение, усиленный рост волос в нетипичных местах и выпадение их на голове, проблемы с кожей. Повышенная утомляемость и хронические тазовые боли также отражаются на психологическом состоянии.
Если к этому добавить длительные безуспешные попытки забеременеть или травмирующий опыт невынашивания беременности, то есть риск развития депрессивных и тревожных расстройств у таких пациенток. Соблюдение режима труда и отдыха, здоровый сон, упражнения на расслабление, дыхательные практики, работа с психологом или психотерапевтом – все эти меры помогут поддержать психологическое здоровье женщин и являются важной составляющей общей тактики лечения СПКЯ.
Какие методы лечения данного заболевания предлагает современная медицина? Можно ли добиться улучшения состояния просто коррекцией образа жизни?
Лечение СПКЯ направлено на устранение гирсутизма, акне, нормализацию массы тела и коррекцию нарушений обмена веществ, регуляцию менструального цикла, восстановление фертильности (детородной функции), профилактику возможных отсроченных осложнений.
Индивидуальная тактика ведения пациентки формируется на основе жалоб и планов деторождения, наличия и степени выраженности метаболических нарушений, риска сердечно-сосудистых заболеваний и прочих факторов. Медикаментозная терапия может быть направлена на снижение веса, стимуляцию овуляции, подавление выработки андрогенов.
В ряде случаев нормализация массы тела, изменение образа жизни с включением физических нагрузок и организацией сбалансированного питания значительно улучшает состояние, способствует уменьшению симптоматики и улучшению фертильности. Поддержание нормального веса способствует улучшению качества жизни и уменьшают риск развития осложнений. В качестве дополнения к диете и медикаментозной терапии, врач может рекомендовать лазерное удаление нежелательных волос, которое могут помочь женщине чувствовать себя уверенней.
Каковы шансы наступления беременности при СПКЯ?
Сегодня клинический опыт свидетельствует о том, что беременность при СПКЯ возможна. В случае, если консервативная терапия, включающая медикаментозное лечение и изменение образа жизни, оказалась неэффективна, могут быть рекомендованы хирургические методы. Если лечение не приносит результата (беременность не наступает в течение года), показано применение вспомогательных репродуктивных технологий.
Как поддержать близкого человека с таким диагнозом? Какие советы можно дать родственникам и партнёру?
Необходимо помнить, что женщина с таким диагнозом находится в группе риска по развитию депрессивных и тревожных расстройств, поэтому может нуждаться не только в помощи профильных специалистов, но и в искренней поддержке со стороны родных и близких. Важно стимулировать стремление пациентки в изменении образа жизни: партнёрам можно вместе заниматься спортом, организовывать совместные пешие прогулки. Самое главное – стараться смотреть на проблему в оптимистичном ключе и настроиться на положительные результаты лечения.