X

Играли шесть часов без перерыва — cвадебный музыкант о работе в 90-х, каравае из долларов, поездке «в цыганы» и песнях-«памперсах».

Традиционно лето — это сезон свадеб. А какая свадьба без музыки? Мы привыкли к тому, что сейчас молодожены могут пригласить любого ведущего и диджея. За считанные минуты они найдут в интернете и включат любую песню. Но ведь так было не всегда. Раньше свадебные музыканты обходились без флешек и фонограммы, а играли и пели вживую.

Свадебные музыканты 90-ых годов. Справа с трубой Петр Мазюк, с гитарой Валерий Сак, с аккордеоном Андрей Шобот, а также один из гостей

Наш гость «Вечёрки» — музыкант Петр Мазюк. Он 35 лет учит детей музыке в Поречской детской музыкальной школе искусств. С этим интересным человеком можно часами беседовать о музыке, учебном процессе и многочисленных гастролях, но на этот раз мы попросили рассказать о свадьбах 90-х, на которых Петр работал со своим другом Валерием Саком. Позади у них сотни свадеб и столько же разных историй. Идем с ним по Поречью, а он показывает дома, где работал на свадьбах. Женил весь агрогородок!

Песенка крокодила Гены

Вся семья Петра Мазюка связана с музыкой. Отец-самоучка научил сына играть на аккордеоне песенку «Пусть бегут неуклюже…». Ее мальчишка освоил в семилетнем возрасте. Но большую роль в судьбе будущего музыканта сыграл дедушка. Он был состоятельным человеком и считался одним из самых известных в округе пчеловодов. Дедушка разглядел во внуке талант и подарил дорогой синтезатор.

— В 1989 году синтезатор стоил пять тысяч рублей. Инструмент окупил за один год, — вспоминает музыкант.

Из училища — в армию

В 1983 году Петр поступил в музыкальное училище в Гродно, где познакомился с Валерием Саком. Тот поступил после армии, а Петр после восьмого класса. Тогда молодые ребята еще не знали, что их дружба продлится всю жизнь.

— Сразу после экзамена меня призвали в армию, я даже диплом получить не успел, — вспоминает Петр Мазюк. — Все наши музыканты служили в Ленинграде в оркестре и меняли друг друга, а тут приехал старшина оркестра Министерства обороны и сказал, что в Беларуси не хватает своих музыкантов. Но оказалось, что запроса на нас не прислали, и мы поехали служить по всему Советскому Союзу по разным частям.

Петр попал в Москву и служил в войсках связи, где он собрал музыкальную группу и организовывал концерты в армейском клубе. Так пролетела вся служба.

— Вернулся домой, а мне Валерий предлагает свадьбы играть. А тогда только появились синтезаторы. Я испугался, ведь два года не играл… Кстати, до армии мы пару свадеб отработали. Все вживую: гитара, клавиши, барабаны. А тут взяли в аренду «Ямаху». Я ночь потренировался и поехал.

Музыканты играли два дня в деревне Кулики Берестовицкого района.

— Я привез столько денег, что подумал, да тут же Америка! — смеется музыкант. — Тогда же не было соцсетей, нас искали через сарафанное радио. Одному парню играли проводы в армию в Новой Руде, а через пару лет работали у него на свадьбе. Мы были востребованы, потому что владели игрой на многих инструментах: синтезаторе, аккордеоне, барабанах и гитаре.

Рекорд — 350 гостей

Самая запоминающаяся свадьба в карьере музыканта была на территории Украины под Ковелем. В станице построили длинный стол и навес на 350 гостей. Невеста была из Зельвенского района, а муж — из Украины.

— Удивительно, но нам музыканты играют только во время пауз. За столом бабушки поют обрядовые песни. Послушать было очень интересно, — говорит Петр. — Выступали до пяти утра, час поспали и поехали к невесте в Зельвенский район на второй день. А в Литве увидел обычай, что дружбанты в конце свадьбы вешают на дерево за веревку свата. Дружки должны были плакать и выкупить его. Получилась необычная театральная постановка.

А в Лихачах была очень ранняя свадьба.

— Выпроваживали жениха в шесть утра, потому что за невестой нужно было ехать в Барановичи. На улице еще темно, петухи спят, а я на аккордеоне играю! — улыбается Петр Мазюк.

Настроение зависит от гостей

Музыканты объехали всю Гродненскую область. Это сейчас торжества организуют в ресторанах, а раньше свадьбы проводили в палатках.

— В Салатье приехали, а там столбы стоят, а проводов нет. Хорошо, что играли вживую на аккордеоне, трубе и барабанах, а вечером парни размотали полтора километра кабеля и подключили электричество.

Related Post

Петр признается, что в те времена работать на свадьбах было очень тяжело. У музыкантов руки были в мозолях от инструментов, а шея болела от тяжести аккордеона. С другой стороны, люди неплохо зарабатывали.

— Когда наступило время флешек, мы до последнего играли вживую. Для нас было непонятно: я беру деньги и буду петь под «фанеру»? Мы с Валерием Николаевичем из тех людей, которые никогда не ограничивали время. Не было такого, что останавливались и сворачивались или просили платить за каждый следующий час.

Настроение свадьбы зависит от гостей. Музыкант признается, что тяжелее всего было работать в Щучинском районе. Там многие стараются «достать» артистов.

— Выкладываешься, устаешь, но видишь, что люди неохотно реагируют. Публика должна себя настроить на праздник. Играем в городе, один из гостей цепляется. Спрашиваю: «Вы, случайно, не из Щучинского района?» — «А откуда вы меня знаете?»

«Добрый день» и песни на заказ

Без этой традиции не обходилась ни одна советская свадьба, а сейчас «Добрый день» редко встречается на торжествах. Смысл в том, что гости заказывали музыкантам песню и поздравляли молодых.

— Для нас это был мозговой штурм, потому что иногда приходилось сочинять песни и музыку на ходу. Бывало, что гости старались заказать малоизвестную песню, чтобы «уколоть» музыкантов, — вспоминает наш собеседник. — Мы отвечали, мол, извините, голова не дом советов, даже там не все знают. Слышали песню про лося? «Ты мне вясною прысні-лася…»

— Этот концерт по заявкам мог длиться от трех до шести часов, пока каждый из гостей не закажет песню, — объясняет музыкант. — Самые популярные: «Обручальное кольцо», «Родительский дом», «Топ-топ», «Свадьба», «А дорога серою лентою вьется». Мы застали времена популярности таких групп, как «Лейся песня», «Синяя птица», «Веселые ребята». Люди знали слова наизусть. Часто просили вальсы «Дунайские волны» или «На сопках Маньчжурии». Популярны были «Верасы» и «Песняры», а также известные польские песни и частушки.

Неудивительно, что многие эти композиции популярны и сегодня. А вот некоторые современные песни Петр Мазюк называет «памперсами», потому что это песни-однодневки, на следующий день не вспомнишь ни слов, ни мотива.

Поехали «в цыганы»

Свадебные музыканты становятся свидетелями дарения. По словам Петра, в те времена богатых свадеб было немного, но встречались такие, когда молодым дарили машину или ключи от квартиры. Однажды вынесли каравай, а его края были украшены стодолларовыми купюрами.

А еще раньше часто на свадьбах, если молодожены жили рядом, в одной или соседних деревнях, ехали «в цыганы». Гости свадьбы наряжались кто во что, садились на повозку или в машину, пели цыганские песни. Получалось театральное представление: в невесту или бабушку обычно переодевали мужчин.

— Ехал в Гожу на машине весь разукрашенный, с черными бровями, думал, хоть бы ГАИ не остановила, — смеется Петр. — Этого момента на свадьбе ждали все, потому что знали, что будет весело. «Цыганы» старались приехать раньше, чтобы занять место жениха и невесты за столом. По обычаю, сначала молодожены, затем сваты и, наконец, свидетели, должны выкупить свои места. С пустыми руками «цыганы» никогда не возвращались!

На барабан

На второй день свадьбы первыми просыпались музыканты, ведь именно они встречали гостей у ворот.

— У нас это называлось «на барабан». Мы играем, а гости в воротах оставляют денежку. После этого за столом шло «выпивальное» отделение, потом танцевальное отделение, затем начинался «Добрый день». И так до восьми часов вечера, — вспоминает Петр. — В начале 90-х играли на свадьбах по семь недель подряд, а это не вечер, а три дня подряд.

О дружбе

Все эти годы Петр Мазюк работает со своим другом и коллегой Валерием Саком. Мы спросили у музыканта, как им удается столько лет вместе работать и дружить.

— Мы создали оркестр и назвали его «ViP-band». Вип — это не потому что лучший, это Валера и Петя, — смеется Петр. — А если серьезно, то важно находить подход к людям. Я всегда говорю своим ученикам, что главная профессия — быть человеком.