С 1 ноября в Беларуси заработает реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси. Это означает, что работать легально смогут только те диспетчерские, фирмы-перевозчики и водители, которые в него включены. То же самое касается и сведений об автомобилях-такси.
Кого коснутся изменения, как попасть в этот «электронный банк» и что будет, если работать без включения в реестр, рассказали в ИМНС РБ по Октябрьскому району города Гродно.
Работать в такси могут физлица либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве водителя, то есть наемного работника. При этом в последнем случае должен быть заключен трудовой договор с организацией или ИП, которые выполняют автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси.
Если речь идет о водителе такси, то — наниматель, то есть перевозчик. При этом в заявлении он должен указать сведения об организации, всех водителях и транспортных средствах, на которых выполняются перевозки пассажиров.
ИП самостоятельно подает сведения о себе как о перевозчике, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, такси), которые используются для оказания услуг по перевозкам пассажиров, и о водителях.
И организации-перевозчики, и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно включать в реестр сведения, вносить в них изменения, в том числе об эксплуатации транспортных средств и работе водителей, поддерживать их актуальность.
Формировать и вести реестр будет Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций РБ. Она является и владельцем, и оператором.
Включать сведения в реестр будут на основании заявлений перевозчиков и диспетчеров в сфере нерегулярных перевозок и такси.
С 1 августа по 31 октября — бесплатно. С 1 ноября будет взиматься госпошлина: включение в реестр сведений о транспортных средствах — две базовые за каждое ТС, о водителях — 0,5 базовой за каждого, о диспетчерах — 100 базовых с каждого диспетчера.
За каждое изменение в реестр тоже нужно будет платить: о транспортных средствах или о диспетчерах — по одной базовой, о водителях — 0,5 базовой.
Напомним, сейчас базовая величина равна 40 рублям.
С 1 ноября деятельность перевозчиков, диспетчеров, водителей, которые не включены в реестр либо включены, но их нахождение в реестре приостановлено, будет считаться незаконной. То же касается и автомобилей: нет данных в реестре — работать нельзя.
Нарушителям грозит штраф: от 20 до 50 базовых (от 800 до 2 тысяч рублей), на ИП — от 20 до 200 базовых (от 800 до 8 тысяч рублей), на юрлицо — до 500 базовых (до 20 тысяч рублей). Кроме того, возможна конфискация полученного незаконным путем дохода и транспортных средств.
Водитель обязан выполнять только те заказы, поступающие ему с использованием информационных систем и ресурсов от перевозчиков и диспетчеров, которые включены в реестр.
Кроме того, информационные системы и ресурсы, с помощью которых оформляются и выполняются заказы, должны размещаться на территории Беларуси и быть зарегистрированы в Государственном регистре информационных систем и Государственном регистре информационных ресурсов.
Иначе такая деятельность также считается незаконной.
С физлица, работающего водителем, организация или ИП, с которым у него заключен трудовой договор, удерживает подоходный налог. Ставка — 13 %.
В отношении индивидуальных предпринимателей применяется общий порядок налогообложения. При этом ИП самостоятельно рассчитывает подоходный налог по ставке 20 % и ежеквартально (не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января) подает в налоговые органы декларацию.
К слову, если в текущем налоговом периоде годовой доход ИП превысит 500 тысяч рублей, подоходный налог исчисляется по ставке 30 %. При этом такое физлицо в следующем календарном году должно будет зарегистрироваться как организация.
В транспортных средствах, которые выполняют перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (это касается и такси), должны быть установлены видеорегистраторы. Также в салоне необходимо указать информацию о наличии таких технических средств. Записи нужно хранить 12 месяцев.
Кроме того, все заказы, и выполненные, и невыполненные, подлежат учету диспетчером и перевозчиком.
По состоянию на 1 июля этого года в Октябрьском районе Гродно деятельностью по перевозке пассажиров автомобилями-такси занимаются 456 индивидуальных предпринимателей и 35 юридических лиц.