Продолжается масштабная реконструкция дворцово-паркового комплекса «Великий Святск Волловичей*», что в 20 километрах от Гродно. Несмотря на это, место уже стало популярным среди туристов. Желающие могут прогуляться по территории бывшего имения и придворцовой площади, окунуться в атмосферу времен Волловичей, а также посетить ресторан-пивоварню и попробовать крафтовое пиво. Какие тайны хранит одно из ярчайших исторических мест Беларуси, бесценный памятник архитектуры и садово-паркового искусства второй половины XVIII — начала XIX века? Об этом пишет краевед Светлана Нестеренко.
Известный старинный белорусский род. Его представители участвовали в крупнейших событиях ВКЛ, а именно: занимались подготовкой и подписанием Люблинской унии 1569 года, участвовали в подготовке второго и третьего Статутов.
Свою историю Волловичи вели от легендарного воина Васыгина по прозвищу Вол. Он был телохранителем короля Польского и великого князя Литовского Казимира Ягелончика. Во время битвы с крестоносцами под Хойницами в 1454 году Вол спас Казимира от гибели.
Родоначальником рода Волловичей был его сын Грынько (Григорий Федорович) Воллович, конюший великого князя Литовского (1459 г. р.). У него было семеро сыновей. Внук его Григорий Богданович был послом в Москве (1563 г. р.), а Остафий Богданович — канцлером ВКЛ. После своей смерти он завещал освободить всех своих крепостных крестьян. Григорий Воллович являлся старостой Слонимским, Андрей Воллович (1750–1822) — католическим епископом. Михаил Казимирович Воллович (1806–1833) — участник польского восстания (1830–1831 гг.).
Началом строительства дворцово-паркового комплекса принято считать 1779 год. Однако его история началась гораздо раньше — в 1514 году. Основателем Святска и первым владельцем был князь Сопоцько. Позже королевское местечко «Свяцкъ» Яна Веламовского упоминается в Актах Виленской археографической комиссии в 1555 году. Владельцы усадьбы часто менялись: одни передавали собственность в качестве приданого, другие — продавали целиком или частями. Так, в 1691 году один из собственников Казимир Янушевич оказался в сложной ситуации и продал поместье Яну Франтишку Корвину-Госевскому, судье войска ВКЛ, за 4500 польских злотых. При этом продолжал жить в Святске в качестве эконома.
В XVII, XVIII веках Святск уже был связан с именами Яна Волловича и его сыновей, Мартина и Богуслава.
Во второй половине XVIII века часть святских земель перешла в собственность гродненского маршалка Юзефа Волловича в качестве приданого. Позднее он выкупил земли вокруг. А в 1779-м его сын Антоний, получивший графский титул от прусского короля Вильгельма III, каштелян меречский, присоединил к имению еще два фольварка. Так и возник Святск Волловичей или Святск Великий, которым знаменитый род владел более 100 лет.
После смерти Юзефа имение переходит в наследство Антонию. Антоний передает его своему наследнику Иоахиму (1783–1842 гг.), а тот — Михаилу (1812–1882 гг.). Его дочь Ядвига, получившая дворец в приданое, передала права на имение мужу графу Менчинскому. Семья жила во дворце и владела еще имением Василевичи. У них было 1750 десятин земли, конюшня на 38 лошадей, 108 голов крупного рогатого скота. Позже Менчинский то ли продал имение купцу из Мереча, то ли проиграл его в карты или бильярд.
После владельцы опять часто менялись. Так, в 1909 году упоминается мещанин Абрам Мерецкий, от которого дворцовый ансамбль перешел к Гумницким. Земли были раздроблены, а усадьба быстро пришла в упадок. Все, что можно было унести, исчезло, даже дворец хотели разобрать на кирпичи.
Позже имение за долги перешло государству. В 1930 г. дворец стал собственностью департамента здравоохранения Польши. В 1930–1933 гг. его по большей части снаружи реставрировали, но из-за войны работы эти не завершились. В 1939-м в здании располагался наркологический санаторий. В советское время здесь был госпиталь, затем, до 2005 года, — туберкулезный санаторий.
Большинство помещений дворца сохранило первоначальную планировку. Внешний декор зданий также остался прежним. Из внутреннего убранства уцелели камины, обрамление дверей, частично лепнина. Кое-где сохранились росписи, часть из них были закрашены советскими картинами.
Остались и огромные валуны, которые, говорят, обладают особой энергетикой.
По берегу канала напротив дворца сохранилась красивая тополиная аллея с вековыми деревьями, некоторые из них растут парами. Ее называют аллеей любви. Говорят, если погулять тут вдвоем и загадать желание (одно на двоих), оно обязательно сбудется. Сюда часто приезжают молодожены.
Существуют две легенды, связанные со старым дворцом. По одной из них, дочь графа Волловича влюбилась в простого конюха. Узнав об этом, разгневанный отец велел утопить мужика в пруду, а беременную дочь — живьем замуровать в колонну в одном из дворцовых залов… До сих пор по дворцу бродит неприкаянная душа. Некоторые слышат ее шаги или видят белую тень на фото.
— Рассказывали, будто в послевоенные годы, когда здесь располагался госпиталь, один врач видел призрак девушки в голубом одеянии, летающий сквозь стены. Намного позже медсестры после отбоя якобы слышали, как в бильярдной, закрытой на ключ, перекатываются шары. Они вошли туда, сложили шары в треугольник, отдельно поставили кии, а дверь заперли на ключ. Через некоторое время опять услышали звук шаров в бильярдной. Заглянули туда, а шары и кии разбросаны, — говорит Тереза Гедо, которая много лет работала в санатории.
Интересно, что в исторических документах сведений об исчезнувших девушках не нашлось. По книгам дворянских родов, имеющимся в историческом архиве, у Антония дочерей не было, а у других были, но все они благополучно выходили замуж. Метрические книги не сохранились. Возможно, отец не записывал дочерей в книгу дворянских родов, поскольку в XVIII и XIX веках дочери не являлись наследницами и продолжателями рода.
По другой легенде, в окрестностях дворца есть подземный ход. Существует ли он на самом деле и куда ведет — к сокровищам или к тайному убежищу — никто не знает. Во время реконструкции вход не нашли.
Дворцово-парковый комплекс Святск построен по заказу графа Юзефа Волловича в конце XVIII века известным в то время итальянским архитектором Джузеппе де Сакко. Похожий по архитектуре дворец был у Сапегов в Ружанах. По проекту Сакко была построена центральная часть дворца, в которой сочетались два стиля — барокко и классицизм. В начале XIX века к нему добавились боковые флигели (в одном размещались жилые помещения и кухня, в другом — манеж) и галереи-колоннады, соединившие все постройки в единый комплекс. Сакко сам сделал эскизы росписей стен, каминов и дверей. Отделкой дворца занимались художники Т. Маньковский и А. Смуглевич, а также итальянский живописец Тамбари.
Особым изяществом выделялись помещения второго этажа, расположенные вокруг восьмиугольного бального зала. Часть анфилад комнат была оформлена в римском стиле, другая — в античном. На стенах изображали романтические пейзажи и руины. Центральное место во дворце по замыслу зодчего должен был занимать античный зал на втором этаже с колоннами, барельефами из жизни древних греков, каменными каминами и античными статуями.
Второй зал оформили в стиле Людовика XVI, а третий, «романтический», был богато украшен лепниной, пейзажами на стенах и небом на потолке. Сохранились снимки интерьеров и некоторых росписей. Благодаря Татаркевичу, который обнаружил в частном архиве тетрадь с эскизами Сакко, получилось установить авторство.
В XIX веке вокруг дворца был разбит английский парк, посажены сад, лес из грабов, сосен, кленов и тополей, устроен каскад из четырех прудов на речке Святица, оранжерея и пасека. Рядом с дворцом по проекту Р. Сарнавского была возведена готическая часовня-усыпальница Волловичей.
* — во всех исторических документах, найденных автором, фамилия рода писалась с двумя буквами «л»