Есть в городе жилой микрорайон, где даже коренные жители Гродно вряд ли бывали хоть раз. Сюда не поедешь просто так, без особой надобности. Здесь нет дороги с оживленным транспортным движением: машины тут — большая редкость, а общественный транспорт и вовсе не ходит.
Информации о бывшей деревне в интернете немного. Известно, что до декабря 1961 года она относилась к Грандичскому сельсовету, после вошла в состав Путришковского. А в 2008 году, как и многие другие деревни под Гродно, была включена в границы областного центра.
Бывшая деревня, словно небольшой жилой островок, расположена в широком поле. С запада оно граничит со Старомалыщинской улицей, с востока — с железной дорогой и недавно построенной улицей Притыцкого, с севера — с Заболотью, с юга — с Подкрыжаками.
Во всем микрорайоне — около полусотни домов и всего две улицы: Кульбакская (или Кульбацкая) и Заветная.
Есть здесь своя самая высокая точка, откуда микрорайон виден как на ладони. Это местное кладбище, которое находится на горе прямо у самой железной дороги. В последние годы, говорят местные жители, тут только подзахоранивают. Хоронят умерших уже в Малыщино или в Аульсе.
Есть на кладбище могила неизвестных солдат, которые погибли за освобождение города Гродно в 1944 году. На месте захоронения установлен памятник, вокруг него высажены туи. На постаменте — кованые гвоздики и каска красноармейца. Видно, что за территорией постоянно ухаживают.
Примечательно, что в отличие от других деревень, где крестов обычно два, в Кульбаках их минимум три. Еще два установлены вместе с памятниками прямо во дворах жилых домов. Местные говорят, что это тоже воинские захоронения.
В нескольких десятках метров от микрорайона проходит железная дорога. Пути связывают железнодорожный узел в районе Озерского шоссе и два крупных предприятия города — мясокомбинат и КСМ. Раньше, по словам местных, составы ходили часто, возили кирпич, блоки. Теперь поезда здесь — явление редкое.
Есть в Кульбаках свое озеро. Местные его зарыбили, говорят, немножко рыбы есть. А вот купаться не советуют — тины много. Одно время, пока здоровье позволяло, водоем чистили сами. Неподалеку от него была криница.
Сегодня в бывшей деревне осталось немного старожилов. Условно ее можно разделить на Кульбаки новые (ближе к Подкрыжакам) и старые (ближе к Заболоти).
— Тут был кирпичный домик, внуки достроили его и переехали. Здесь тетя моя жила, родственники тоже хату переделали. Тут пока все свои, местные. А в том конце деревни теперь новые люди, — показывает на новые Кульбаки Кристина Антоновна.
В бывшей деревне женщина живет с четырех лет. Сюда ее родители переехали из Малыщино в 60-е годы. Отец работал водителем в колхозе и получил участок. Семья построила первый на селе кирпичный дом.
— До четвертого класса ходили в школу в Малыщино, а потом во вторую аж на улицу 17 сентября. Детей тогда было много, собирались группой и шли пешком. И дочка моя там училась, — вспоминает наша собеседница. — В то время в Подкрыжаки ходил автобус № 10 — до остановки было минут 20 ходьбы.
Пока Кульбаки были деревней, семьи держали хозяйство. Так и у родителей Кристины Антоновны была своя живность и огород под 50 соток.
— А когда под город отдали, скотину держать запретили. Хотя какого поросенка могли бы оставить — моему отцу 91 год, он еще ходит. Брат тут живет, помогал бы. Хорошо хоть 10 курочек можно, — говорит местная жительница.
Из 50 соток земли сейчас большую часть засевают травой, садят картошку, овощи, деревья. Для обработки земли приобрели небольшой трактор.
Откуда у Кульбаков такое название, Кристина Антоновна точно не знает. Ее мама рассказывала, что поначалу деревня была совсем маленькая — всего пару домов и… болото. Жили тут зажиточные поляки по фамилии то ли Кульбакские, то ли Кульбацкие. Их репрессировали. Спустя некоторое время на малую родину вернулась их дочь, здесь вышла замуж и осталась. От ее девичьей фамилии и пошло название деревни.
В Кульбаках, говорит пенсионерка, три беды — дорога, транспорт и вода.
— Сколько здесь живем, а дорогу только подровняют немного и все. Теперь это городская улица, но за столько лет ее так и не сделали. Дочка говорит: лишний раз ехать не хочется, — сетует Кристина Антоновна. — Три года назад пустили к нам маршрутку. Водители проехали пару раз — дорога плохая, и отказались. Получается, улица городская, но городских условий нет.
Сегодня в Кульбаки ни автобусы, ни тем более троллейбусы и маршрутки не ходят. Ближайшие остановки — в полутора километрах на улицах Тавлая и Белые Росы.
— Чтобы попасть в шестую поликлинику, что на Лиможа, нужно пешком идти бог знает куда. Дочка на Купалы живет, приезжает сюда, возит и меня, и дедушку. И сегодня утром перед работой продукты привезла. А если у кого некому приехать? — говорит женщина.
По ее словам, до ближайшего магазина идти минут 40. Автолавка в Кульбаки не ходит. В костел идут пешком на Лиможа, в церковь едут на Ожешко.
В бывшую деревню даже таксисты с трудом находят дорогу.
— Думали, построят новый микрорайон, появится магазин рядом, будет маршрутка. Но воз и ныне там, — отмечает пенсионерка.
Самая большая проблема, говорит женщина, вода. Несколько лет назад здесь провели водопровод, кто хотел, подключился.
— Соседи молодые, по 30 лет, кредит брали. А нам как? Я инвалид первой группы, пенсия маленькая, на лекарства больше отдаю. Если бы не родные, не выжить было бы. Ну, провели воду, так возьмите только за подвод к дому, а такие деньги для нас неподъемные. Вот и таскаем воду в руках. Дед в баке иногда возит.
В нескольких десятках метров от участка Кристины Антоновны есть два колодца. Один из них, что ближе, зимой часто засоряется. Раньше приезжала специальная техника, чистила, теперь выгребают мусор сами.
— Газ тоже платно проводили всем, кто хотел. Мы думали, что продадим дом, а сами в город уйдем, не стали подключать. А потом дедушка и говорит, мол, куда нам в город: будем сидеть в четырех стенах, что там на пенсию делать, а тут хоть ягода какая.
В доме есть печка, стоит котел. С дровами и брикетом, говорит женщина, проблем нет — только плати. В прошлом году только машина дров обошлась в 500 рублей, потом еще машину заказывали, а это еще 300 рублей.
— Зачем вообще эту деревню надо было отдавать под город? Обещали, что инфраструктура будет. Ничего подобного!
Кульбацкая, бывшая деревня Кульбаки, Kulbaki. Название происходит от слова «кульбака» — тип военного седла для кавалерии. До конца XIX века — шляхетская Околица. В 1664 году хозяин имения Кульбаки Войцех Желяновский, будучи тяжело больным, подарил икону Богоматери «Снежной» конгрегации студентов при Гродненском коллегиуме иезуитов, потому что в их костеле проводилось самое прекрасное богослужение и в память о чудесном спасении из плена. Во время войны он был схвачен врагами и сидел в Гродненском замке с двумя десятками других шляхтичей в ожидании казни. Осужденные обратились к Матери Божьей, воплощенной в иконе, находившейся в имении Кульбаки, и 2 августа 1661 году им невероятным образом удалось сбежать, рассказывает историк Андрей Вашкевич.
Через Кульбаки в 1706 г. отступало шведское войско во главе со шведским королем Карлом XII. Во второй половине XVIII века — вотчина Юзефа Боуфала. В 1921 году в деревне насчитывалось 255 жителей, 44 хозяйства. В 2008-м включена в состав Гродно.
Старое кладбище бывшей деревни Кульбаки находится севернее ул. Кульбацкой. Обозначено на плане второй половины XIX века. Одно из самых старых захоронений датируется 1907 годом, здесь похоронены Кульбацкие, бывшие владельцы окрестностей.
Фото Евгения ЛЕБЕДЯ