Это важный вопрос, который волнует многих. Подорожание стоимости проезда – это не прихоть перевозчика, как порой кажется пассажиру.
Как сообщает МАП, цена билета зависит от многих факторов. Вот только приблизительный перечень обязательных расходов – оплата услуг автовокзалов и операторов, ежедневные предрейсовые технические и медицинские освидетельствования, страховка, техосмотр, обслуживание кассового аппарата, порой выплаты по кредиту или лизингу.
В обязательные расходы, которые будто бы не видны со стороны, также необходимо включать и аренду офиса, зарплату работников компании-перевозчика, стоимость межсменной стоянки. Перевозчикам также приходится вкладываться в рекламу, предлагать акционные билеты, делать скидки для детей, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан.
Самые большие траты – это топливо, своевременное обслуживание транспорта и зарплата водителя. Последние два пункта требует все больших расходов. Почему?
На рынке труда отмечается дефицит водителей, а профессиональный работник стоит все дороже. И работодатели идут на то, чтобы увеличивать зарплату и удерживать лучших водителей. Это вопрос, прежде всего, безопасности пассажиров.
Также из-за санкций серьезно выросла цена на запчасти и масла. Затраты на поддержание машины в технически исправном состоянии растут. А экономить на обслуживании тормозной или рулевой системы в пассажирских перевозках вряд ли разумно.
При все этом рынок междугородних перевозок серьезно отличается от городского или пригородного. Прежде всего, из-за большей конкуренции. Поэтому цена билета, если и увеличивается, то лишь соразмерно с ростом расходной части.
К повышению стоимости проезда перевозчики подходят взвешенно, максимально корректно и обосновано. Иначе можно просто не выдержать конкурентную борьбу: пассажир проголосует рублем за более выгодные условия.
Недавно мнение Межрегиональной ассоциации перевозчиков запросили из Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси. Вопрос касался стоимости проезда на межгороде и возможности регулирования цен на билеты.
МАП считает, что на данный момент такая мера может привести к негативным последствиям. Перевозчики, чтобы вписаться в «ценовой коридор», могут начать экономить на водителях или обслуживании машины. Мало того, такой подход может сказаться и на количестве выдаваемых билетов и приведет к уменьшению налоговых выплат.
Отметим, МАП за последнее время благодаря работе с перевозчиками, водителями, и пассажирами, в том числе и через широкую кампанию в СМИ, удалось добиться того, что пассажирам маршруток выдается максимальное количество билетов и выручка от поездок не идет «мимо кассы». И организация продолжает работать в этом направлении.