Межрегиональная ассоциация перевозчиков рассказывает, как на автовокзале работают «бомбилы» и какими неприятностями для человека может обернуться поездка.
Гродненский автовокзал порой может сработать как машина времени. Причем оснащено здание на хорошем современном уровне: удобные табло, терминал для самостоятельной покупки билетов, понятная навигация. Внутри тепло, чисто и комфортно.
Но в прошлое возвращают парочка мужчин у входа в здание вокзала. «Щучин!», «Щучин!», — негромко повторяют они для каждого входящего и предлагают добраться из Гродно в райцентр быстро и «недорого».
В начале 2000-х таких зазывал можно было встретить на каждом вокзале страны. Но с развитием современных сервисов, активным противодействием нелегальным перевозкам, изменением законодательства, кажется, такая проблема ушла в прошлое. Впрочем, кто-то пытается возродить работу по старым схемам: без отчетов, расписания, билетов и минимального понятия о безопасности.
Нельзя сказать, что рейсов в этом направлении не хватает. Есть сравнить все предложения от автовокзала и популярного агрегатора, то выйдет суммарно более 20 рейсов из Гродно в Щучин. Ждать нужный транспорт редко надо больше, чем полчаса. В чем же популярность такого «такси»?
— Автобус будет тебя везти очень долго. А мы выезжаем совсем скоро. Так будет быстрее, — убеждает один из зазывал.
Правда, мужчина немного лукавит. Еще не собралась полная машина, поэтому он просит немного подождать. Одной из женщин, что подошла вместе с нами, предлагает пройти в зал ожидания. Потом добавляет, мол, я вас позову, когда будем отправляться.
Наконец желающих собрали. Пассажиров просят пройти к платформе, с которой отправляется пригородный транспорт. С обратной стороны к платформе примыкает стоянка такси. Поэтому всех ведут не к автобусам, а видавшему виды «Шарану» с желтой полосой на борту.
Поиск в интернете подсказывает, что указанный на машине телефон принадлежит одной из щучинских фирм такси. Получается, едем с шиком, на «моторе»?
Но тут очередной подводный камень. Состояние машины оставляет желать лучшего. Продавленные сиденья, ржавые пороги и крылья. Двигатель при запуске тарахтит так, словно доживает последние деньки, а еще сразу заполняет стоянку сизым дымом.
Вопросы о том, как этот автомобиль проходит техосмотр, повисают в воздухе.
Но пассажиры, кажется, не задумываются над тем, насколько опасно выезжать на такой машине на скоростную трассу. Справится ли уставшая подвеска с перегруженным салоном? В порядке ли у минивэна тормоза?
Проблему комфорта также не стоит оставлять без внимания. Вряд ли сиденья на «галерке» минивэна удобнее кресла в салоне автобуса или современной маршрутки.
Перед выездом короткая беседа с пассажирами. Кому куда надо ехать в Щучине. Доставка предполагается по ключевым точкам: такси же.
Кстати, по нормам таксист может брать разных пассажиров, которые едут в одну сторону, но по разным адресам. Правда, в этом случае при расчете должны учитываться много нюансов. Например, сумма, которую должен заплатить каждый из них, зависит от расстояния, которое проехал каждый из клиентов.
Естественно, ни о чем таком речи не идет. Многие рассчитываются сразу же при посадке в машину. Таксу обозначают еще на берегу – 10 рублей.
Отметим, что цена на билет на некоторые автобусы из Гродно до Щучина стартует от 6 рублей. В среднем же маршрутка также обойдется в 10 рублей. Так в чем же выгода?
Интересуюсь, дадут ли билет.
— А тебе для командировки, да? К сожалению, у нас таких нет, — разочарованно говорит водитель. Но тут же находит решение. Мол, можно дождаться маршрутку, которая придет в Щучин чуть позже и попросить билет у водителя.
Тут, кстати, повод задуматься и перевозчикам. Получается, водитель какого-то автобуса не отдает билеты пассажирам, а пускает их «налево».
— А если будешь с нами постоянно ездить, то скажи заранее, на завтра мы для тебя всегда сделаем» билет, — убеждает таксист.
Билет для пассажира – важнейший документ в поездке. Это не только гарантия того, что вы оплатили проезд.
Билет – ваша гарантия в случае любых ЧП. Например, при аварии именно билет будет основанием для страховых выплат и компенсаций. Нет билета? Что-то доказать будет сложно. Поэтому поездки с теми, кто не может или не хочет выдать соответствующий билет, и незаконны, и опасны.
К чему столько внимания к обычным с виду таксистам? Так бывает: привезли клиента в Гродно из Щучина, назад ехать порожняком не хочется, вот и заскочили на вокзал поискать выгодных попутчиков. Если бы это был единичный случай, тогда и вопросов не возникло.
Но мы ездили на автовокзал в течение двух недель. Каждый день слышали позывной «Щучин! Щучин!». Регулярно на стоянке такси появлялись одни и те же машины с наклейкой такси на борту, которые увозили не одного или двух пассажиров, а целую компанию из 5-6 случайных людей.
Интересуемся, можно ли уехать на следующий день. «Не переживай, ездим каждый день», — улыбается водитель.
А это уже очень похоже на регулярные перевозки. Только без кассы, билетов и расписания.
Правда, личная договоренность еще не гарантия поездки. Представителя МАП, которому пообещали место до Щучина, неожиданно отказались взять на борт. Оказывается, по телефону записались постоянные клиентки, поэтому мест уже нет.
— Иди, скоро автобус будет, он тебя отвезет, — посоветовал водитель. Вот такой сервис!
Кстати, такие перевозчики появляются и на других направлениях. В один из дней к привычным голосам на входе в здание вокзала добавились предложения поехать в Берестовицу и Свислочь. Бусик с полоской такси на борту отчалил от стоянки ровно в тот момент, когда на вокзале объявили посадку на автобус до Свислочи.
Межрегиональная ассоциация выступает за равную конкуренцию и работу перевозчиков исключительно в правовом поле. Сейчас же получается не совсем так.
Одни выполняют все требования законодательства, борются за победу на конкурсах, для этого приобретают новые безопасные и комфортные автобусы, четко следуют расписанию, страхуют пассажиров, соблюдают ПДД в поездках.
Другие же, пользуясь лазейкой в нормативной базе спокойно возвращают перевозки на 20-25 лет назад. Тогда нелегалы возили пассажиров без всяких страховок и гарантий на непредназначенной для межгорода технике, а еще устраивали «разборки» с конкурентами с пробитыми шинами и даже горящими машинами.
Угадать время отправления не так-то и сложно: чаще всего клиентов зазывалы перехватывают аккурат перед отправлением рейсового автобуса. А это значит, что легальный перевозчик – государственный автопарк или частник, работающий на маршруте, недополучает выручку и прибыль. С непроданных билетов не уплачиваются и налоги.
Мало того, такой «серый» рынок еще и затрудняет возможность анализа пассажиропотока. Спрос на поездки есть, а вот автобусы вынуждены уезжать полупустыми…
Отметим, что в Беларуси активно ведется борьба с нелегальными и полулегальными перевозками. И такие случаи теперь становятся все большой редкостью.