Гостем «Вечернего Гродно» стал гродненский мастер Геннадий Бергер. Мы уверены, что вы видели его работы на городских улицах. Это хлебное дерево возле «Гроднохлебпрома», а также вазы с белорусским орнаментом и гербом Гродно в центре города и другие проекты. Наш герой рассказал о секретной технологии, античных вазах, худсовете и благоустройстве областного центра.
Интересоваться искусством Геннадий начал еще в шестилетнем возрасте, выпиливал лобзиком различные фигуры. А в армии начал увлекаться чеканкой по металлу. Стал лауреатом Всесоюзного конкурса народных умельцев за чеканку картин.
— Когда служил в Кандалакше под Мурманском, поступила задача украсить Дом офицеров. Вычеканил по фотографии трехметровую фигуру Ленина. Работа заняла около четырех месяцев, — вспоминает мастер.
До прошлого года Геннадий возглавлял гродненский комбинат «Мастацтва» Белорусского союза художников, но ушел из-за возраста и организовал собственную мастерскую, где изготавливает малые архитектурные формы. Работы мастера можно видеть на площади Ленина, улице Ожешко, а также на Советской площади возле гостиницы Семашко.
Геннадий Бергер — единственный в Беларуси мастер, который создает объекты по необычной технологии. Античные вазы могут сохраняться веками, а все из-за специальной формулы, которую гродненец держит в секрете.
— В основе — искусственный камень и полимерные материалы. Смесь вступает в химическую реакцию, нагревается и превращается в камень, — объясняет мастер.
По этой технологии Геннадий Бергер создал гербы, которые сегодня украшают здания горисполкома, облисполкома, а также здания в райцентрах. Легкие, прочные, изделия не боятся морозов.
— Ко мне обращались представители Щучина, Лиды, Свислочи и Новогрудка с просьбой сделать гербы. После этого начали поступать заказы из других регионов. В отличие от керамики и бетона мои работы могут сохраняться долгое время. Это как крыло самолета — можно закопать, а спустя десятилетия оно выглядит новым, — улыбается художник.
Геннадий Абрамович признается, что идеей изготавливать прочные вазы он загорелся во время путешествия по Израилю в 1996 году:
— Там везде на улицах стоят вазы и горшки! Даже на тротуарах, чтобы не парковались машины, местные вместо обычных столбиков поставили красивые вазы с декором. Это меня очень удивило, ведь даже такая мелочь может украсить город.
В Израиле Геннадий познакомился с Федором, мастером из Кишинева. Именно он придумал эту технологию. Гродненец пригласил мастера в Беларусь и начал осваивать эту технологию. Сначала изготавливали вазы для домашнего декора, но затем перешли к городскому благоустройству и поняли, что изделия ручной работы красиво вписываются в архитектуру белорусских городов.
Все работы Геннадий Бергер проводит вместе с выпускником минской художественной академии мастером Константином Казаковым. На изготовление одной работы уходит 20 дней. Это процесс от создания проекта до его воплощения.
Порой к мастеру обращаются с необычными просьбами. Так, одну вазу заказали жители элитного района Рублевки. Они привезли картинки, по которым Геннадий выполнил заказ.
— Просят делать вазы с семейными гербами, а самый интересный вариант был по заказу Минска. Один из районов столицы попросил сделать необычную скамейку. Этот проект даже занял второе место в белорусском конкурсе.
В 2019 возле «Гроднохлебпрома» появился необычный арт-объект — хлебное дерево, которое Геннадий Бергер создавал с коллегой Юрасем Мацко.
— Я занимался изготовлением стола и буханками. Нам с предприятия принесли буханки и торты, по которым мы делали хлеб таких же размеров.
Мы спросили у Геннадия Абрамовича, каким должно быть благоустройство Гродно и как необходимо принимать решения по размещению в историческом центре арт-объектов.
По мнению Геннадия Бергера в истории Гродно было немало личностей, памятники которым могли бы появиться на улицах города.
— Раз в два года в Гродно проводится фестиваль национальных культур. Этот праздник уже стал визитной карточкой нашего города. Было бы здорово создать какой-нибудь монумент в честь фестиваля. Например, это может быть фигура с большим количеством граней и подсветкой. Каждая грань — одна национальность, принимающая участие в фестивале. Уверен, такой объект пользовался бы интересом у гродненцев и гостей города, — говорит мастер.