В пятницу, 19 января, православные верующие отметили Крещение. Что делали в этот день христиане, чтобы не болеть весь год, зачем нужен был снег, каким образом определяли погоду и в какие приметы верили — историк Александр СЕВЕНКО о том, как отмечали один из важнейших церковных праздников наши предки 200 лет назад.
Большинство крещенских обрядов были связаны с водой. В сочельник в специальной купели в церкви ее освящали, набирали в особые кувшины и хранили весь год в углу под иконами. Сначала со свечой и молитвой глава семьи освящал святой водой свой дом, затем веточкой вербы опрыскивал хлева со скотом. На доме и хозпостройках освященным в храме мелом или копотью от церковной свечи над дверными и оконными проемами рисовали крестики, чтобы зло и хвори не смогли туда проникнуть. Во время болезни вкупе с молитвой святую воду пили натощак, освящали ею комнату и постель больного, обмывали лицо и раны. Этой же водой весной «пробуждали» землю и пчел в ульях, и даже окропляли гроб, прежде чем положить туда умершего.
По традиции, люди окунались в прорубях, которые назывались иорданями. Их оборудовали в форме креста на берегах рек, озер, прудов вблизи храмов. Люди верили, что, трижды окунувшись в прорубь в праздник, можно очистить душу и тело и целый год не болеть. Края иордани смазывали свекольным соком, символизировавшим жизнь и здоровье, вокруг расставляли елочки, отгоняющие злые силы.
В этот праздник целебными свойствами наделяли не только воду, но и снег. Считалось, что если растереть снегом тело перед Крещением, то будешь здоровым весь будущий год. Снег хранили в кувшине в подполье, а когда он таял, использовали воду как святую. Так же бросали снег в колодец, чтобы вода была хорошей весь год и летом не пересыхала. Девушки собирали крещенский снег в поле и обтирали им руки и лицо, чтобы оно было белым и румяным. Жены в день Крещения трижды обсыпали мужей снегом, чтобы избежать семейных ссор.
Накануне праздника тщательно убирали жилье. Несмотря на мороз, на Крещение распахивали двери и окна, чтобы все плохое из дома ушло, а все хорошее — пришло.
Канун праздника называется Крещенский сочельник. Это название произошло от «сочива» — сладкой каши, которую православные должны кушать после богослужения. Ее готовили из пшеницы или ячменя с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.
В Крещенский сочельник кушать нельзя до освящения воды. Когда на небе загоралась первая звезда, люди с молитвой садились за праздничный стол. Принимать пищу разрешалось лишь после того, как натощак был выпит стакан крещенской воды. Ужин назывался «голодная кутья», так как состоял из постных блюд: сдобной выпечки, блинов, вареников, рыбы, каши, овощей.
После трапезы было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.
В сам день Крещения поста не было. Праздничный стол накрывали по богатому: готовили много блюд из мяса, круп, ягод и меда. Их число было нечетным и не менее девяти. На многих столах появлялись водка и пиво.
На Крещение обычно стояли лютые морозы, но люди знали, что они будут сковывать землю недолго, и говорили: «Трашчы не трашчы, прыйшлi Вадахрышчы — не к Раству, а к Пятру». Приметы, увиденные в такой святой день считались самыми верными.
Метель и снег на Крещение — к урожаю и богатому году, особенно если было снежно во время литургии и крестного хода на Иордан. Считалось, что, если снег идет крупными хлопьями, особенно уродятся зерновые. Если снег погнет ветки на деревьях, тоже будет большой урожай и пчелы станут хорошо роиться. А если мало будет снега на сучьях — лето не порадует грибами и ягодами. Когда Крещение наступит без снега — урожай будет плохим.
Ясно и морозно в ночь перед праздником — лето будет сухим и жарким, то есть засушливым и неурожайным. А если пасмурно и холодно ночью — жди в этом году богатого урожая.
Звездная и ясная ночь предвещала богатый урожай ягод, грибов и лесных орехов, а солнечный крещенский день был к жаркому лету. Если в крещенский вечер звезды ярко горели, надеялись на хороший приплод ягнят и говорили: «Ярки звезды породят белые ярки (овечек — прим. автора)».
Если на Крещение стояли сильные морозы, ожидали, что заморозки продлятся до конца января, а если было тепло и солнечно, верили, что остаток зимы будет теплым. Метель и сильный ветер указывали на такую же погоду на Масленицу и Пасху. Когда морозов не было и вода в реках не замерзла, ждали бед, потрясений и перемен.
Если Крещение попадало на полнолуние, то весной можно было ожидать большого половодья, на новолуние — в ближайший месяц сохранялась крещенская погода.
Сильный ветер с юга предвещал грозы летом.
Наконец, плескание рыбы в проруби с крещенской водой указывало на успешный год для пчеловодов.
Большинство поверий несли положительную энергетику и способствовали миру и согласию в семье и в обществе. Так, нельзя ссориться, злиться, держать обиду, плакать, сплетничать.
Хорошей приметой было в этот день крестить ребенка, свататься или сделать предложение. Верили, что младенец, крещенный 19 января, всю жизнь будет под особым божественным покровительством, а будущий брак — благословлен на небесах. А вот устраивать пиры не рекомендовалось. Любые сделки и договоренности, заключенные в этот день, сулили успех и прибыль.
В праздник не приветствовалась трудная работа, не рекомендовалось брать деньги в долг, делать уборку, выбрасывать еду и выносить что-либо из дома, чтобы не накликать на весь предстоящий год нужду и неприятности. Нельзя было стирать, чтобы не загрязнять воду, наделенную в те дни святыми свойствами. Однако разрешалось рукоделие молодым девушкам, которые готовили себе приданое, — такая работа сулила в будущем крепкую и счастливую семью.
В день праздника запрещалось стричься и состригать ногти. К слову, крестьяне на Гродненской земле почти до конца ХIХ века детям из-за примет вообще не стригли ногти — они сами обламывались или ребятишки их грызли.
Много поверий было связано с животными. К примеру, примечали, что, если на Крещение домашнее животное не отходило от хозяина ни на шаг, в семье можно было ожидать пополнения. Любопытно, но люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком. В Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к лошадям, коровам, овцам, чтобы узнать свое будущее. Счастливым случаем считалось увидеть на Богоявление падающую звезду, это сулило благоприятные перемены в жизни.
Гадать на Крещение было нельзя — это к несчастью. А вот накануне, вечером и ночью в Сочельник, девушки гадали о будущем, о суженом, а ровно в полночь загадывали желание над чашей с водой. Молодежь собиралась на посиделки с играми и песнями. Могли играть в «Ящера» — старинную игру, распространенную в Гродно. В ней участвовала девушка в роли невесты, был выкуп и другие обряды.