Семья из Гродно мечтала побывать в Мексике, но увидела только местный аэропорт, после чего ее без объяснений развернули обратно. За несостоявшийся тур с отелем на Карибском побережье супруги заплатили 18 тысяч рублей, которые не могут вернуть уже больше года.
— Я путешествовала по всему миру, была в Таиланде, Англии. Побывать в Мексике, увидеть пирамиды майя было моей мечтой. С мужем скопили деньги и в прошлом году купили тур на четверых: нас двое, наша 12-летняя дочка и сестра, — рассказывает гродненка Жанна. — Долго искали фирму, которая организовывает туры в Мексику, все же нашли. Там нас сразу предупредили, что деньги за билеты, гостиницу в случае чего не возвращаются, и предложили весь турпакет застраховать. Мы и согласились. Тем более понимали, куда едем, я изучала страну, знала, что всякое может быть.
Жанна нашла компанию, которая страхует туры в Мексику, заключила договор, полностью оплатила страховку — ни много ни мало около 700 рублей.
Летела семья из Варшавы до Франкфурта (Германия), оттуда — в Канкун (город в Мексике).
— 18 часов перелета. Думала, после Таиланда больше не соглашусь на такие дальние перелеты, но потом решила: это же мечта — надо исполнять, — делится собеседница. — В общем, прилетаем в Мексику, идем на паспортный контроль. Там женщине отдали все документы, она посмотрела и куда-то ушла. Потом вернулась и повела нас в комнату, где с нашего рейса было человек 20. Дали заполнить бумагу на русском языке: кто ты, что ты, сколько денег с собой. А потом отвели в другую комнату.
Сутки в этой комнате в аэропорту Мексики, говорит гродненка, были самыми тяжелыми в ее жизни.
— Условия жуткие: грязные матрасы, мадагаскарские тараканы, холод, а мы в майках, вместо одеяла фольга. И никаких объяснений. Мы стучали в двери, просили открыть, а в ответ — только на английском: «Не беспокойтесь», — вспоминает ужасы своего короткого путешествия в Мексику Жанна.
Через сутки семью посадили на обратный рейс и отправили во Франкфурт без каких-либо объяснений и бумаг. Оттуда они добрались до Варшавы, где забрали свой багаж, а затем в Гродно.
— Моя мама была в шоке, думала, у нее инфаркт случится. Представьте только: двое суток мы не выходили на связь, единственная дочка и единственная внучка, — продолжает гродненка.
Сейчас Жанна хочет вернуть деньги за несостоявшийся тур, однако страховая компания уже год тянет резину и деньги не возвращает. Со слов гродненки, только кормит отписками, но конкретного — ни положительного, ни отрицательного — ответа не дает. Якобы нужна бумага от эмиграционной службы Мексики или специальный штамп в паспорте. Это своего рода подтверждение, что семью развернули обратно не по их вине. Однако ни того, ни другого у Жанны нет.
— Куда только не писала: даже в эмиграционную службу Мексики — никакого ответа. Только в письме Люфтганзы (национальная авиакомпания Германии) было указано, что нас отправила эмиграционная служба. Почему? Наверное, по подозрению в эмиграции, — предполагает Жанна. — Но почему я должна что-то доказывать? Это страховой случай, пускай страховая компания и требует бумагу от эмиграционной службы Мексики. В конце концов, взяли с меня деньги, взяли на себя ответственность. Какие могут быть вопросы? Зачем страховали тур, если не возвращаете деньги? Это раз. А во-вторых, после этой ситуации эта фирма вообще перестала страховать Мексику.
Пытаясь вернуть деньги, Жанна обратилась в суд и в общество защиты прав потребителей. Недавно состоялось досудебное заседание. Стороны так ни к чему и не пришли.
— Мы всегда страховали путешествия, в разных фирмах, и никогда проблем с возвратом денег не было. С этой связались впервые и пожалели, — отмечает женщина. — У нас тур стоил 18 тысяч рублей, все включено, отель пять звезд, на Карибском побережье. Сейчас время тяжелое, у каждого кошелек пустой. Эти деньги мы заработали честным трудом, потратили часть наследства мужа. Знали, куда летим, но таких, как мы, летает много. Я и в Бразилию хочу, но, видимо, уже не полечу. Хотя хочется мир повидать. Я считаю, что человек развивается, только познавая другую культуру.
Редакция «Вечернего Гродно» будет следить за развитием событий.
Председатель ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева:
— Исходя из моей практики, до этого все страховые компании подобные случаи признавали страховыми и никаких дополнительных документов не требовали. Более того, в данной ситуации по договору ответчик (страховая компания — прим. автора) должен был принять решение о признании случая страховым или нет в течение пяти рабочих дней после подачи заявления потребителем. Прошел уже год, а решения — ни положительного, ни отрицательного — нет, сколько женщине еще ждать? Кроме того, Жанна предоставила в страховую все имеющиеся у нее документы. Где ей взять те, которых у нее нет? В то же время нет и доказательств того, что семью вернули по их вине. Единственный выход — обращаться в суд, что гродненка и сделала.
Есть вопрос и к исполнителю туристических услуг, то есть к турфирме. Почему она не возмещает расходы на те услуги, которыми семья не воспользовалась? По закону, эти затраты должны быть возмещены потребителю.
К слову, если суд вынесет решение в пользу потребителя, со страховой компании в доход государства будет взыскан штраф в размере более 18 тысяч рублей. И столько же она должна будет заплатить потребителю.