Первый детский сад в Гродно появился более сотни лет назад. Каким он был тогда, узнаем из материалов государственного исторического архива Гродно, пишет историк Светлана НЕСТЕРЕНКО.
В конце XIX — начале ХХ веков вопросами социального благополучия занимались благотворительные организации. Это были различные общества помощи, комитеты, комиссии, приюты, ночлежные дома, богадельни, бесплатные больницы и т. п. Так, в памятных книжках начала ХХ века в Гродно числилось более двадцати благотворительных обществ. Организовывали их, как правило, люди состоятельные и неравнодушные к чужим бедам.
Так, З марта 1911 года в городскую думу поступило прошение от местной помещицы, потомственной дворянки Екатерины Александровны Бялыня-Ржепецкой, жены статского советника, инженера путей сообщения об учреждении попечительского общества о яслях в Гродно. Оно находилось в ведении попечительства о трудовой помощи, которое состояло под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.
К прошению был приложен проект устава. В нем говорилось, что задача общества — доставить надлежащий надзор, уход и правильное питание малолетним детям христианского вероисповедания, остающихся за отсутствием работающих родителей без присмотра. Для этого предлагалось открыть в Гродно ясли для детей грудных и дневные убежища для детей старше двух лет с устройством доступных для их возраста занятий и игр.
Членами общества могли быть люди почетные (сделавшие выдающиеся пожертвования), действительные (те, кто единовременно внес в кассу не менее 50 рублей или не менее 3 рублей ежегодно) и соревнователи (вносящие не менее 1 рубля в год).
Средства общества состояли из членских взносов, взносов от организаций, общественных или иных учреждений, единовременных пожертвований деньгами или имуществом, доходов от лекций, концертов и других мероприятий, проводимых обществом, а также кружечного сбора (массовый сбор на нужды богоугодных заведений).
Для руководства обществом избирался попечитель на три года (мог быть, при желании, пожизненно).
Учредительное собрание общества состоялось 16 января 1912 года. На нем было избрано правление, в которое вошли 10 местных дворян, в основном, женщины.
Председателем была назначена Ольга Николаевна Берестовская, надзирательницей приюта — Александра Михайловна Баньковская. В яслях также числился врач Ф. В. Эпштейн. Попечительницей единогласно выбрана Екатерина Александровна Бялыня-Ржепецкая.
Располагался приют в арендованном помещении в доме на Полевой улице (ныне ул. Карбышева, здание не сохранилось). В нем работали семь человек, в том числе учительница рукоделия и учительница для подготовки старших детей к школе.
В 1912 году учреждение посещали 44 ребенка, из них 16 девочек и 28 мальчиков. Дети находились там с 7 утра до 7 вечера. При приеме предпочтение отдавалось работающим матерям-одиночкам, вдовам и многодетным матерям. За содержание детей в саду они ничего не платили.
Из отчета общества за 1912 год следует, что всего учреждение заработало 4065 рублей, в том числе 274 рубля составили членские взносы, 3009 — прибыль от вечеров и концертов, 230 — кружечный сбор, 552 рубля — другие доходы. Также прилагался большой список пожертвований в виде продуктов питания, мебели, одежды, обуви и много другого.
Как видно из отчета, больше всего поступлений было от вечеров и концертов, которые организовывали члены общества. Они договаривались, например, с оркестром пожарной дружины, артистами театра или цирка, те выступали бесплатно, а все сборы от билетов шли в пользу попечительского общества. О том, что концерт благотворительный, объявлялось заранее. Таким образом, жители города тоже могли внести свою лепту в богоугодное дело.
Вместе с тем расходов у общества было почти втрое меньше. Больше всего «потянула» аренда, ремонт и отопление помещения. Они обошлись в 535 рублей. На зарплату служащим потратили 221 рубль, на содержание детей — 462 рубля, на мебель, одежду и прочее — 266 рублей. Таким образом, расходы составили около 1500 рублей.
Поскольку в первый год денег было собрано больше, чем потрачено, на следующий год количество детей в яслях увеличили вдвое.
В яслях было организовано трехразовое питание. На завтрак давали чай с молоком и хлеб. Обед состоял из двух блюд, при этом три раза в неделю — мясных. На ужин — одно блюдо и чай с молоком.
В саду детей переодевали, иногда даже давали одежду домой, если благотворители приносили ее много. Были кроватки для дневного сна. С детьми занимались воспитатели, играли, рассказывали сказки, делали гимнастику, приучали пользоваться посудой и самостоятельно одеваться.
Медицинская помощь была бесплатной. Слабым детям давали рыбий жир. Надзирательница отмечала, что дети прибавляют в весе, у них улучшается характер и поведение, они становятся веселее и осваивают хорошие манеры.
Общество проработало всего четыре года, до 1915-го. Во время немецкой оккупации было закрыто. Вновь детские сады появились только после второй мировой войны, так как рабочих рук не хватало, и государство было заинтересовано, чтобы женщины полноценно работали.
На фото — один из первых детских садов в Петербурге, 1896 год. Фото гродненских не сохранилось