Для многих билет в маршрутке ненужная вещь. Чаще всего мы заходим в салон, протягиваем водителю нужную сумму за проезд, берем сдачу и считаем, что на этом наша задача выполнена. Дальше дело за водителем: доставить пассажиров к месту назначения.
— И когда пассажир не требует билет, он совершает большую ошибку, которая может привести к самым серьезным последствиям, — обращает внимание председатель Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксана Мягкова.
Она подчеркивает, в Правилах автомобильных перевозок пассажиров четко прописаны не только права, но обязанности пассажиров. В частности, пассажир обязан своевременно приобрести билет и сохранять его до конца поездки. То же самое касается и документов, подтверждающих льготу.
Проще говоря, если вы передали водителю деньги и ничего не получили взамен, то о том, что у вас якобы есть билет знает лишь он и вы сами. Но по закону такой пассажир – безбилетник, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
— Поэтому стоит помнить о своих обязанностях. Водитель не дал билет? Потребуйте! — говорит Оксана Мягкова.
Впрочем, штраф за безбилетный проезд – это еще не самое страшное. К сожалению, каким бы профессиональным не был водитель, какой бы современной не была техника и дорога, в пути возможны различные инциденты.
Билет – это не только подтверждение оплаты проезда, но и гарантия того, что в случае нештатной ситуации – ДТП, даже падения багажа с полки на человека, других несчастных случаев – пассажир получит страховое обеспечение. Перевозчик страхует каждого пассажира, но, если говорить простыми словами, без билета будет сложно доказать, что именно вы ехали в конкретно этой маршрутке.
Сегодня все чаще билеты приобретаются через онлайн-сервисы и приложения. Не поленитесь, сделайте скриншот или снимок билета на смартфон, так как обязанность по предоставлению и сохранению билета, подтверждение оплаты проезда, никуда не делась, вне зависимости от формы приобретения. А если покупаете билет для своих пожилых родственников, то стоит его и вовсе распечатать.
Кстати, даже если у водителя неисправен кассовый аппарат, он все равно обязан выписать вам бумажный билет. Необходимые для этого бланки с отрывными талонами должны быть в каждой маршрутке.
Что делать, если водитель наотрез отказывает давать билет? Смело можно обращаться в налоговую инспекцию или к оператору пассажирских перевозок.
Помните о своих правах и не забывайте об обязанностях, требуйте у водителя билет до отправления. Кстати, такой подход еще убережет водителя от соблазна «схитрить», провезти неучтенного пассажира и положить выручку себе в карман.