Короза вернулся с базара, Мазурчик с «Мостовдрева»
— Эти годы пролетели незаметно, иногда смотрю кассету финального матча: я там молодой, 38 лет, был самым юным тренером, одержавшим победу в Кубке Беларуси, — вспоминает Станислав Уласевич. — Чувство гордости есть, скрывать не буду.
Перед тренером поставили задачу лепить новую команду с прицелом на будущее: Мазурчик, Батюто, Троско, Свирков, Гуренко плюс молодежь из школы «Немана» — воспитанники Станислава Уласевича.
— На первой тренировке было шесть человек, и это начало 1993 года! Я в машину и на базар. Сергей Короза торговал там одеждой из Турции. Я попросил, Серый, давай, возвращайся! — Иваныч, ты серьезно? — Серьезно! И не просто игроком, а играющим тренером, мне нужна связь с командой, — вспоминает тренер. — Юра Мазурчик играл за «Мостовдрев», позвали его. Весной закончился контракт у Сергея Солодовникова в «Ягеллонии». Он приехал к нам, и в итоге образовалась хорошая команда.
Впереди Солодовников — Мазурчик, под ними Короза, в середине Троско, слева Кукалевич, справа Батюто — «Неман» обыгрывал все команды.
— Перед нами не ставили задач, мы занимали четвертые места в усеченном чемпионате. Мэром Гродно стал Семён Домаш, который пригласил меня к себе и спросил, что нужно для клуба, — говорит Станислав Уласевич. — Мэр посещал каждую игру, потом заходил в раздевалку, мог пообещать двойные премиальные за ту или иную победу.
В полуфинале «Неман» прошел крепкое столичное «Динамо», в котором играли Белькевич, Хацкевич, Зыгмантович и другие известные игроки. Впереди финал с «Ведричем». Там была хорошая команда и легионерами-украинцами, которую возглавлял учитель Уласевича — Геннадий Абрамович, они вместе работали в сборной БССР.
— Перед финалом Семён Николаевич вызывает меня к себе и говорит: «Выигрываете кубок, получаете шесть трехкомнатных квартир!» Одна тебе, пять на твое усмотрение распределить между игроками. Ну как тут не выигрывать?
Солярку сливали с катера
Весь город помогал «Неману» готовиться к финалу. Стадион предоставлял центральное поле, «Азот» — автобусы. Но была проблема с соляркой, тогда выручил речной порт. Станислав Уласевич смеется и вспоминает, что солярку ведрами таскали с катера и заливали в «Икарус».
Казалось, весь город уехал в Минск на финал: вереницы автобусов, поезда мчались в столицу.
— Мы с тренером «Ведрича» пили кофе, как за три часа до матча болельщики кричали: «Неман — чемпион!» Абрамович увидел, сколько людей приехало, и сказал, мол, нам тут делать нечего.
Перед каждой игрой главный тренер проводил собрание совета команды, в него входили тренеры и «старики»: Короза, Солодовников, Мазурчик и Сысоев. Опытным игрокам не нужны были наставления, они знали, как играть.
— Я никогда не вмешивался в воспитательный процесс, этим занимался Сергей Короза — порядочный, умный человек и отличный футболист.
После свистка налили коньяк
Финал закончился со счетом 2:1 в пользу «Немана».
Станислав Уласевич рассказывает забавную историю:
— Было много эмоций, администратор Чарноцкий подошел и предложил термос с кофе. Я пью полкружки, а там чистый коньяк! Говорю, что ж ты делаешь, мне на интервью с Новицким нужно! Потом Владимир Николаевич с нами на банкете был.
Лидский парень позвал в ресторан
Победу отмечали в Минске.
— Наш друг Слава Боярчик из Лиды был директором сети ресторанов, поэтому всех позвал в «Беларусь». Сказал, ребята, все за мой счет.
Дорога из Минска была долгой, все время останавливались, обливались шампанским с фанатами, которые перегораживали трассу.
Через полгода футболисты получили квартиры, мэр сдержал обещание.
Альпы покорили только Суворов и «Неман»
Дальше «Неман» ждал дебют в еврокубках. Станислав Уласевич побывал на жеребьевке в Швейцарии, где гродненцам выпал клуб из этой страны. Всем было интересно там побывать, дальше Польши никто не ездил.
— Тогда в Лугано играли Андреолли, Субиат, у которых матчи за сборные Бразилии и Аргентины. Компания была ого-го! — вспоминает Станислав Иванович.
Главной ошибкой «Немана» было то, что до Лугано команда добиралась на автобусе, вместо того, чтобы лететь самолетом до Милана, а оттуда оставалось 70 км. По пути останавливались и тренировались в городе-побратиме Миндене.
— Добирались с приключениями, вместо навигаторов были бумажные карты. На автобане раньше времени повернули и выехали на велосипедную дорожку. Едем все выше и выше. С нами от федерации ехал судья Юрий Савицкий, он смотрит на меня и говорит: «Скоро облака, что будем делать?». Прошу водителя, чтобы открыл двери, может, кто успеет выскочить.
Потихоньку добрались до Лугано, и в тот же вечер на интервью пришел местный журналист. Утром вышла газета с заголовком: «После Суворова только футбольная команда из Гродно покорила Альпы».
Судья попросил шапку
В Лугано главного тренера перед игрой подозвал судья.
— Он сказал, что в Минске инспектором матча будет известный судья Мишель Вотро и попросил меня достать ему в подарок жене ондатровую шапку. В свою очередь он пообещал судить суперчестно, — смеется Станислав Уласевич. — Мы сразу позвонили в Гродно и попросили искать шапку.
В начале матча у «Немана» было два отличных момента забить, но Лугано убежал в контратаку, а Сысоев сфолил в штрафной.
— Бежит судья, думаю, все, поставит пенальти, надо звонить в Гродно, никаких шапок. А рефери достает желтую карточку за симуляцию швейцарцев, — смеется наш собеседник.
Первый тайм закончился со счетом 1:0 в пользу хозяев.
— В перерыве Солодовников говорит: «Иваныч, копыта не бегут!» Сказалась поездка в автобусе и игра на высокогорье.
Гуренко простили все хвосты
Тот матч «Неман» проиграл 5:0, а в ответной игре обыграл Лугано 2:1. Это была первая победа в еврокубках в истории белорусского футбола. После матча главному тренеру поступил звонок:
— Звонит декан ФФК ГрГУ Владимир Карчевский и говорит: «Передай Гуренко, что у него 11 задолженностей. Но за такую игру в зачетке все отметки поставим, пусть приходит!» Серега тогда выдающийся матч провел.
Шапку инспектору тоже нашли…