Всегда на высоте. Гродненец зарабатывает на том, что лазит по деревьям

Перед работой он одевается так, что его можно спутать с хоккеистом: на голову надевает защитный шлем, на ногах специальные щитки, особенная обувь, на руках толстые перчатки. Правда, в такой амуниции он не выйдет на лед, а взберется по дереву на высоту 8-этажного дома. Плюс в одной руке еще будет держать бензопилу. Наш сегодняшний герой — арборист Владимир Мицкевич, чья профессия буквально состоит в том, чтобы пилить сук, на котором сидишь.

На одно дерево — от 5 минут до 6 часов 

Мы встречаемся с Владимиром в деревне Лабно-Огородники рядом с Гродно. Тут на дачном участке ему предстоит срезать четыре высоченных березы. Как признается хозяин, при сильном ветре деревья могут упасть на дом, да еще и тень создают, поэтому он решил от них избавиться. Так как березы расположены вблизи построек, обратились к профессионалам.

Перед тем, как приступить к распилу, Владимир проводит нехитрые манипуляции с инструментом — заправляет бензопилы (их у него несколько, с разной длиной шины, чтобы пилить и очень толстые стволы) и затачивает цепи. После этого облачается в специальную амуницию. Она необходима, чтобы уверенно и безопасно работать на высоте. На голове защитный шлем с забралом, на пояснице — пояс с карабинами и веревками. На голень надеваются гафы — щитки, как у футболиста, только в районе щиколотки у них находится острый стальной коготь (это нужно, чтобы уверенно перемещаться по стволу). Вся амуниция весит около 15 кг.

— На спил одного дерева может уйти 5 минут, а на другое потратим 6 часов. Все зависит от сложности, но здесь легкий заказ. Деревья хоть и расположены вблизи дома, но мы все сделаем аккуратно. Мы даем 100 % гарантии, что при спиле имущество заказчика не пострадает. Даже если рядом растут цветочки, спилим все так, что они даже не шелохнутся, — признается Владимир.

После этого он обхватывает березу веревкой и с легкостью акробата шаг за шагом взбирается на высоту 8-этажного дома, обрезая на пути ветки. Пикантности ситуации добавляет и тот факт, что одновременно приходится орудовать бензопилой. Она, кстати, необычная — позволяет пилить одной рукой. Чтобы не задеть дом, спиленную крону дерева привязывает веревкой и осторожно опускает вниз, где ее принимает напарник. Проходит 15 минут, и первая береза уже рухнула на землю.

— Так быстро разобрались, потому что ветки не пришлось опускать на веревке. Самые трудные заказы — на кладбище. Был недавно случай. Дуб на кладбище в диаметре метра полтора, а все вокруг него в памятниках. Пришлось каждую веточку привязывать и нежно опускать между надгробиями, чтобы ничего не повредить, — вспоминает наш герой.

Начинал как промышленный альпинист

Еще 9 лет назад Владимир работал промышленным альпинистом. У него была своя бригада, которая выполняла высотные работы на предприятиях. Однажды к нему пришел сосед и попросил срезать высокое дерево. Мол, ты же альпинист, значит и с деревом расправишься.

Сам Владимир вспоминает, что вообще не знал, как это сделать. То дерево он все-таки спилил, а потом его попросили срезать еще одно, а затем еще. После этого Владимир принял решение стать арбористом.

— Промышленный альпинизм входит в топ-10 самых опасных профессий в мире. А вот спил деревьев — еще опаснее. Иной раз ты буквально пилишь сук, на котором сидишь. Но я понимал, что уже хочу заниматься только спилом и ничем больше. Снаряжение подходило, плюс тогда эта ниша еще не была занята. Многие надо мною смеялись: мол, променял заводы на ветки, а я ни о чем не жалею и получаю настоящий кайф от своей работы, — поясняет Владимир.

К слову, Владимир работает не один, а в связке с напарником Эдуардом. Пока Владимир пилит на высоте, Эдуард находится на земле и распиливает поваленные ветки, а также контролирует, куда упадет ствол. На первый взгляд всю грязную работу делает именно Владимир, но как признаются сами ребята, на напарника приходится половина успеха.

— Мы в одной команде уже четыре года и за это время научились понимать друг друга не то что с полуслова, а с полужеста. Можем с утра поругаться, а потом приехать на заказ и без единого слова идеально срезать огромное дерево. Поэтому правильно говорить не «он спилил», а «мы спилили», — шутит Эдуард.

Related Post

Однако рискованность профессии дает о себе знать. В карьере Владимира случались и травмы. Однажды серьезно порезал пилой руку, чудом не задев вены. Есть порезы на пальцах, а также растяжение ноги. А мелким царапинам и ушибам уже потерял счет. Интересуемся, нет ли страха, когда на огромной высоте тебя болтает из стороны в сторону:

— Чувства страха точно нет. Скорее, чувство гордости за себя, что ты можешь сделать то, чего не могут сделать другие. В 95 % случаях люди восхищаются нашей работой. Говорят «круто, классно получилось, я бы так точно не смог!». На нас смотрят как на настоящих волшебников, и это еще один плюс нашей профессии.

Спилили дерево, а внутри бомба

Ребята могут не только спилить дерево, но и провести его кронирование, удалить высохшую или опасную ветку. По желанию клиента спиленные ветки увозятся с участка. Могут и распилить очень толстые стволы, в том числе сделать из такой древесины слэбы (когда из доски делают столешницы или столики). Пик работ приходится на весну и осень, когда лист еще не распустился или он уже падает. Хотя заказов хватает и зимой. В день берут по 3-4 заказа — выполнить больше не хватит времени.

В основном к ним обращаются обычные люди, которым нужно разобраться с деревом на участке. Иногда клич о помощи бросают сельсоветы, колхозы, школы, садики или предприятия — на них приходится 40 % всех заказов. Сегодня ребята работают преимущественно в радиусе 150 км от Гродно, но при необходимости готовы выехать в любую точку области. Ценник плавающий и зависит от множества вводных:

— Цена зависит от количества деревьев, от дальности поездки, поэтому клиентам рекомендуем набирать как можно больше деревьев. Сложность спила тоже имеет значение — чем сложнее пилить, тем больше времени будет затрачено, — поясняет Эдуард.

Хватает разных случаев. Однажды пилили тополя рядом с нынешним ТЦ Kazzarma Moll на Щорса. Все быстро и аккуратно выполнили, а вечером друзья сбрасывают новость о том, что в одном стволе обнаружили то ли бомбу, то ли снаряд времен войны. А второй случай произошел как раз на кладбище:

— На кладбище мы работаем с особой осторожностью по понятным причинам. Так вот, тогда заказчик доплатил за вынос веток с территории. Для этого мы наняли подсобного рабочего. И вот несет он ветку между надгробий и задевает одно из них. Оно падает и ломается напополам, — дополняет Владимир.

Мечтают о своем «арбомобиле»

В будущем ребята планируют докупить оборудование для того, чтобы удалять пни, а также специальный измельчитель, который перемалывает ветки в щепу. Чтобы многочисленное снаряжение всегда было с собой, планируют пересесть на пикап с просторным багажником — «арбомобиль», как в шутку прозвал его Эдуард. А еще планируют заниматься только заказами от учреждений и предприятий — там и спила больше (а, значит, и дохода), и мороки с разъездами меньше.

DROvovaSEK

+37533-624-78-52

Профиль в Инстаграм: @drovovasek

Share
Published by
Вадим Венский