Эхо войны не заканчивается
Старший эксперт Гродненского межрайонного отдела Андрей Радюк работает в комитете семь лет. За это время он успел провести различные виды экспертиз, а последние три года специализируется на проведении баллистических экспертиз.
Работы специалисту хватает — баллистическая экспертиза востребована. Каждое оружие, поступающее на экспертизу, имеет свою «историю»: одно изымают в ходе осмотра места происшествия, другое обнаруживают в ходе строительных и земляных работ, а третьи и вовсе в милицию сдают сами граждане, в том числе в ходе специальных мероприятий «Арсенал».
Эксперты проверяют — является ли оружие боевым и пригодным для стрельбы. В последнее время люди ввозят авто из США, часто в ходе досмотров которых на границе находят патроны в салоне авто.
— Эхо войны не заканчивается, люди случайно находят оружие и патроны, — рассказывает Андрей Радюк. — Мы выезжали в район Гибуличей, где не так давно обнаружили бункер с оружием, патронами и другими предметами, осмотрели место происшествия и потом проводили необходимые экспертизы, в том числе баллистические, чтобы определить, чем являются находки, а в случаях, когда объекты являются боеприпасами или огнестрельным оружием, также пригодность их для стрельбы.
В Беларуси даже в наше время находят винтовки системы Мосина. Чаще всего такое оружие находят в земле. Эксперты проверяют, пригодны ли они для стрельбы или уже утратили такое свойство на момент поступления на экспертизу.
Заключение судебной баллистической экспертизы — официальный юридический документ, который имеет доказательную силу и влияет на окончательное решение суда.
По пуле можно установить истину
— Бывает так, что человек покупает обычную пневматическую винтовку и в заводскую конструкцию вносит самодельные изменения. После таких «манипуляций» может быть увеличена дульная энергия, превышающая допустимые заводские значения, или вовсе, предмет может стать огнестрельным оружием.
— Эксперты работают с разными видами оружия: пистолеты, револьверы, охотничьи ружья и карабины, винтовки и другие. Все нарезное огнестрельное оружие при постановке на учет в УВД подлежит контрольному отстрелу. Пули и гильзы, полученные в ходе отстрела, должны быть поставлены на соответствующий учет, — объясняет Андрей Радюк.
В случаях незаконной охоты, когда браконьеры добывают диких животных с использованием огнестрельного оружия, установление ружья из которого был произведен «смертельный» выстрел является одним из важнейших доказательств вины.
В данных случаях из туши животного извлекают пулю, по которой в дальнейшем проводится сравнительная баллистическая экспертиза, в ходе которой, устанавливается, из какого оружия был произведен выстрел, и соответственно, кто из браконьеров оказался самым метким.
В макете — только холостое
В большинстве случаях на одну экспертизу в соответствии с действующим законодательством выделяется до 30 дней. Этого времени хватает, чтобы провести полноценное исследование и подготовить заключение эксперта.
В рабочем кабинете Андрея Радюка огромный пулемет — его на экспертизу принесли недавно. Это макет огнестрельного оружия из личной коллекции белоруса. Задача эксперта — провести исследование пулемета, проверить, нет ли там составных частей огнестрельного оружия, которых в макетах быть не должно.
На экспертизу нередко поступают объекты внешне схожие с огнестрельным оружием заводского изготовления. В одном из таких случаев был предмет, внешне напоминающий пистолет-пулемет.
Человеку, не имеющему специальных познаний, было бы сложно даже установить способ его изготовления. В процессе исследования Радюк Андрей определил, что объект, внешне схожий с пистолетом-пулеметом, изготовлен самодельным способом, вдобавок, еще и пригодным для стрельбы.
Полигон в офисе
По словам Андрея Радюка все образцы оружия, имеющие существенные дефекты, а также все без исключения самодельные объекты отстреливают с помощью специальной установки. В комитете есть специальное помещение, где есть все условия для проверки оружия. Эксперты надевают средства бронезащиты, а если потребуется, берут щит.
— Нажатие на спусковой крючок проводится дистанционно из-за укрытия. Еще в помещении ведется видеосъемка, благодаря которой оцениваются особенности проведенной экспериментальной стрельбы, а также контролируется неукоснительное соблюдение требований охраны труда, ведь оружие может даже разорваться на части, — говорит Андрей Радюк.
На «вооружении» штангенциркуль
В кабинете много пуль и гильз. Такие образцы на демонстративных стендах помогают экспертам сравнивать поступающие объекты. Конечно, специалисты не могут знать все о каждом оружии. Андрей Радюк показывает толстые справочники, в которых можно узнать необходимую информацию. Важно знать, как правильно разбирается и собирается оружие, чтобы ничего не нарушить и не повредить при разборе.
В своей работе эксперты-криминалисты используют штангенциркуль для измерения патронов и оружия, а также их частей. На рабочем столе весы, увеличительное стекло и фотоаппарат.
— Фотографируем весь процесс исследования: объекты в собранном и разобранном видах, их состояние, наличие особенностей, индивидуализирующих признаков, а также маркировочные обозначения. Эти фотоснимки прикрепляют к заключению эксперта, — показывает Андрей.