Фотокорреспондент БЕЛТА Леонид Щеглов и редактор информационного ресурса Гродненского облисполкома «Пул 4 Регион» Артём Турлай побывали в пресс-туре в Узбекистане. Чем гродненцев удивила азиатская страна, журналисты рассказали «Вечернему Гродно».
Из холодной весны гродненцы окунулись в жаркое лето.
Леонид Щеглов и Артем Турлай
— Днем температура доходила до +30 градусов, — рассказывает Артём. — Бывает, что летом в Бухаре воздух прогревается до +50. Ночью холодает до +1. Нашим людям было бы комфортно: несмотря на погоду там не душно, много деревьев.
— Они уже продают свежий урожай помидоров и клубники, правда, арбузов еще нет, — дополняет Леонид.
Последние годы в этой азиатской стране активно развивается туризм. В год Узбекистан посещают больше 6 миллионов туристов. Гостей и жителей страны интересуют три крупнейших и непохожих друг на друга города. Это Ташкент, Бухара и Самарканд. Между городами журналисты передвигались на скоростных поездах. Поездка из Ташкента в Самарканд длится два часа. Билетов не достать.
Узбеки чтят свою историю и готовы открывать ее для иностранцев. Белорусские журналисты в рамках пресс-тура были здесь впервые.
— Мы увидели, что страна развивается. Сейчас активно строят дороги, появилось много небоскребов, деловых центров. Современная архитектура граничит с постройками VI века, — говорит Леонид Щеглов. В детстве он семь лет прожил в соседнем Казахстане, поэтому всю дорогу сравнивал свои воспоминания из детства с картиной за окном.
— Казахи по-другому одеваются, узбеки больше похожи на европейцев, но меня удивило, что большинство носит национальную одежду, особенно женщины, — говорит Леонид. — Нас возили в горы, бабушка шла в костюме, мужчина в тюбетейке.
— Меня удивил Ташкент-Сити. Огромный деловой центр с музыкальными фонтанами, — говорит Артем Турлай.
Недавно в столице к 30-летию независимости страны появился огромный парк «Новый Узбекистан». На площади больше ста гектаров появился сад, амфитеатр на пять тысяч мест, искусственное озеро и монумент независимости.
Еще туристам показывают Вечный город. Это место, где собраны копии исторических зданий со всей страны, чтобы туристы могли в одном месте увидеть всю архитектуру.
— Туристов много, особенно европейцев и итальянцев. Видимо, им уже неинтересно ездить по Европе, и они ищут новые впечатления и направления.
Возле каждого туристического объекта находится специальная туристическая полиция. Сотрудники охраняют туристов, достопримечательности и помогают гостям, отвечают на все вопросы. Все разговаривают на русском языке.
— Площадь Регистан в Самарканде — это сердце города, где в любое время суток много туристов. Здесь находятся три медресе (исламское образовательное и культовое сооружение), а также могила Тамерлана.
Здесь же много сувенирных лавок, где ремесленники торгуют картинами, поделками, магнитиками ручной работы.
— С древних времен тут остались маленькие дверцы. Это сделано специально, чтобы гость кланялся при входе, — вспоминает Артём Турлай.
В Узбекистан пришли китайские и турецкие инвестиции. Это сразу отразилось на экономике. Только в Бухаре за последние несколько лет построили 200 гостиниц.
— Это разные по вместительности отели, современные, со всеми удобствами, — рассказывают журналисты. — Средняя цена проживания с питанием в формате «шведский стол» составляет около 50 долларов в сутки.
Журналистов вывезли в степь и показали верблюдов. Оказывается, в Узбекистане этих животных уже нет в дикой природе.
— Тысяча верблюдов принадлежит разным людям. Для них верблюды, что для белорусов коровы. Берут молоко и шерсть.
Для богатых гостей, кто хочет проникнуться духом страны, построили туристический кластер: это оазис посреди степи, где представлено традиционное жилье узбеков. Ребята смеются, вспоминая, что в таких юртах даже кондиционеры есть.
— В историческом центре города люди живут в старых глиняных домах. Жилье перестраивать нельзя, в одном доме нас угощали пловом, хозяйка рассказала, что дом внесен в список ЮНЕСКО. Летом она спит на глиняном полу, зимой на кровати.
Плов в Узбекистане больше, чем просто блюдо. В Самарканде и Ташкенте плов делают из баранины, а в Бухаре только из говядины.
— Плов в ресторанах пробовать не советовали, нужно искать его на улицах в специальных плов-центрах, где до часа дня местные жители готовят огромные казаны, — говорит Леонид Щеглов. — Уличная еда очень вкусная: рис заливают кунжутным маслом, добавляют желтую морковь и специи. Плов на вид темного цвета из-за масла.
Еще в местной кухне шурпа, шашлык и колбаса из конины, а из напитков узбеки пьют чай. Зеленый и черный не отличишь по цвету. На десерт пахлава.
— Порции в Узбекистане огромные, — добавляет Артём Турлай. — Мы удивлялись, как местные столько едят. Люди говорили, что для улучшения пищеварения питаются луком и чесноком.
На среднеазиатском рынке можно найти все: свежие овощи и фрукты, одежда, мясо, горы специй, сухофруктов и орехов. Цены немного ниже, чем в Гродно.
— Есть на базаре обжорный ряд. Женщины прямо на месте готовят блюда и салаты. Можно пообедать прямо на рынке, — говорит Леонид.
В стране есть черный рынок валюты, но туристам советуют не связываться с валютчиками, а менять деньги в банках. Курс у валютчиков не всегда выгодный, к тому же высокий риск остаться обманутым.
Автомобили в Узбекистане в основном белого цвета. Много «шевроле», которые собирают в стране. Ребята видели на дорогах белорусские грузовики, а также много советских ЗИЛов и «Жигулей». Машины переоборудованы под газ.
Правила поведения на улице нестрогие: нужно разуваться при входе в мечеть. Алкоголя в обычных продуктовых магазинах нет, его нужно покупать в специальных магазинах.
Еще гродненцы обратили внимание на гостеприимство. Узбеки показались общительными и дружелюбными людьми. Страна понемногу открывается миру.
В Узбекистане строгие законы использования дронов. Чтобы провезти аппарат в страну, необходимо за месяц присылать заявку, указать объекты, которые хочешь снять. При въезде в страну таможенники проверяют документы и разрешение. Если его нет, взлететь не получится. Поднял в небо дрон без разрешения — забирают дрон и флешки и даже могут арестовать.
Фото из личного архива Леонида Щеглова и Артема Турлая