17-летний Кирилл ИВАХНЕНКО вот уже четыре года ездит по городу на необычном устройстве. Общественный транспорт и авто парень променял на… колесо, которое он крутит каждый день. С гродненцем мы поговорили о плюсах и минусах современного средства передвижения, экстренных ситуациях, невнимательных пешеходах и безопасности.
Моноколесо — это своего рода электрический самокат, только с одним колесом и расположенными по обе стороны от него подножками. Внутри установлен синхронный электродвигатель, благодаря которому средство индивидуальной мобильности (СИМ) едет. Спереди, как в обычном велосипеде, есть передняя фара, сзади — стоп-сигнал. С обеих сторон колесо подсвечивается так, чтобы райдера было видно в темноте.
Заряжается моноколесо от обычной розетки в течение пяти часов. Более современные модели — в разы быстрее. Одного заряда хватает на 25 км при скорости 25 км/ч.
— На моем моноколесе максимальная скорость 30 км/ч, но 5 км/ч я всегда оставляю про запас, для экстренных ситуаций, когда нужно, например, добавить газу, чтобы объехать пешехода, — объясняет Кирилл. — Есть моноколеса, которые разгоняются и до 70 км/ч. Это, считай, как скорость машины по городу. На такой ездить опасно и для райдера, и для окружающих.
Запас хода зависит от многих факторов — скорости, веса наездника, его экипировки. Несмотря на всю имеющуюся мощность, само моноколесо весит всего 12 кг. В нем есть специальная ручка, с помощью которой его легко перемещать как чемодан.
Принцип работы моноколеса прост, говорит Кирилл и демонстрирует, как оно работает: наклоняешься вперед, назад, влево или вправо — и устройство повторяет траекторию.
— Это как ездить на велосипеде, только без руля. Привыкаешь быстро. Раз научился — запоминаешь на всю жизнь, — говорит парень. — Зато в отличие от велосипеда, моноколесо компактное: оно помещается в багажнике машины, с ним можно ходить в магазин, кинотеатр или в музей — оно как сумка: никто даже внимания не обращает.
На необычном средстве передвижения Кирилл ездит круглый год. На зиму ставит резину с шипами, осенью использует защитную гидроизоляцию, которой промазываются все места, куда не должна попадать вода.
Моноколесо, признается парень, его палочка-выручалочка. На нем из дома, с улицы Лиможа, он ездил на учебу в лицей № 1 на БЛК. Прямой общественный транспорт есть, но по утрам часто переполнен, плюс дорога занимает полчаса. На моноколесе добирался гораздо быстрее — всего за 10 минут.
— Парковок для таких устройств нет, но они и не нужны: свое моноколесо оставлял с разрешения учителя в лаборантской. Много места оно не занимает, — рассказывает Кирилл.
По словам парня, высокий бордюр для моноколеса, в отличие, к примеру, от электросамоката, вообще не проблема. Единственное неудобство — нужно каждый раз сбрасывать скорость до минимума. Ямы тоже легко преодолимы. Почти любое бездорожье для моноколеса — пустяк.
— На нем можно быстро затормозить. Тормозной путь у моноколеса один из самых коротких. При этом при торможении маневренность не теряется, даже если решил, например, повернуть, а потом передумал. Ты только подумал, что тебе нужно туда, оно уже едет в этом направлении, — говорит Кирилл.
С пешеходами, говорит молодой человек, пока конфликтов не было. Самое главное на тротуарах, считает он, — взаимовежливость:
— Если я вижу, что путь впереди закрыт, объехать людей нет возможности, я не тороплюсь, просто сбрасываю скорость, вплоть до остановки. Пешеходы, когда видят меня, обычно уступают дорогу. У меня есть звонок на телефоне, но его почти не использую — люди только еще больше пугаются.
Правда, пешеходы часто невнимательные, не смотрят по сторонам, зависают в телефонах.
— Ехал возле тюрьмы, тротуары там узкие. Навстречу идут трое. Двое уступили дорогу, а одна девочка шла в телефоне. Я остановился. Но она так была увлечена, что не заметила меня и врезалась, — вспоминает Кирилл случай в центре города.
Иногда неудобства доставляют владельцы собак, которые выгуливают своих питомцев на длинных поводках, или водители:
— Ехал как-то возле университета, стоит такси. Стал машину объезжать, а она вдруг назад поехала. В итоге остановился буквально в нескольких сантиметрах от авто.
По мнению юноши, чтобы поездки на СИМах были безопасными, все участники дорожного движения должны знать правила и соблюдать их.
На современных моноколесах установлены противоугонные системы, но даже более дешевые устройства увезти непросто. Те, кто в таких средствах передвижения не разбирается, сразу нужную кнопку не найдут. Без ее нажатия при поднятии аппарат набирает скорость, дергается и может рвануть.
В обслуживании такие средства передвижения экономичны. Правда, найти нужные детали непросто: мелочь еще есть в веломагазинах, более серьезные детали — только в Минске.
Что касается травм, моноколеса более безопасные, чем самокаты или велосипеды, уверен Кирилл:
— Руки свободные, поэтому при падении легче сгруппироваться. Он маленький и легкий, соответственно, не причинит большого вреда. Чтобы травм было меньше, должен быть минимальный набор средств защиты: шлем, наколенники, налокотники.
Есть у устройства и минусы. Самый большой и, пожалуй, единственный, — это перевозка грузов. На моноколесе вполне можно возить пакеты с продуктами, рюкзак или коробку в руках, но большой груз уже не возьмешь. Плюс все моноколеса имеют ограничения по весу.
У Кирилла дома три моноколеса: два — у него и одно — у отца. Хранит их в специально отведенном месте в шкафу. Вместе с папой парень часто катается в лесу.
Сейчас молодой человек планирует развивать культуру езды на СИМах в Гродно. По его мнению, в городе нужно больше делать велодорожек, учить пешеходов обращать внимание на дорожные знаки и ходить по своей части тротуара, обучать езде на моноколесах.
— В Гродно тех, кто катается на моноколесах, немного, до 20 человек. Многие из них ездят только в сезон. Самому научиться ездить на моноколесе сложно. Лучше первое время заниматься с тренером. Они есть в Минске, в Гродно я обучаю. Одно занятие длится около часа. На одном моноколесе можно учить сразу 2–3 человека: пока один ездит, другой отдыхает. А передышка нужна, потому что ноги поначалу устают очень сильно, — делится опытом Кирилл. — В любом случае результат один — поедут все.
ГАИ Гродно напомнила простые правила безопасного передвижения на средствах персональной мобильности: