По улицам Победоносной и Братской мы прогулялись на прошлой неделе и узнали, как там живут люди.
Строили для рабочих без жилья
История колоритного района начинается в начале 30-х годов прошлого века. Историк Андрей Вашкевич рассказал, что в 1932 году городской магистрат решил купить участок площадью 11,6 га и застроить его домами для рабочих, которые не имели своего жилья или жили в землянках. Земля тогда принадлежала роду Друцких-Любецких, у которых было имение в Понемуни. Под эти цели в банках взяли кредиты, а в 1936 году начали строительство. Сначала собирались возвести 74 дома, но построили только 42. Новый район назвали «Osiedle Robotnicze» или «Рабочая колония/квартал».
Интересно, что дома здесь строили по трем разным проектам. Одни возводили кирпичную стену, а к ней по обеим сторонам пристраивали два дома, крыши которых опускались в бок. В других, тоже с кирпичной стеной посередине, крыши уже уходили назад. Третьи представляли собой одиночные жилища. Один такой дом стоил казне 5 тысяч злотых, взятые кредиты нужно было вернуть в течение 30 лет.
По словам историка, Погулянку можно назвать первым спальным микрорайоном Гродно.
Называют местным олигархом
За десятки лет Рабочая колония потеряла немного домов, а половина из тех, что есть сейчас, сохранилась в первоначальном виде. Но и эти рискуют остаться лишь историей: одни реконструированы, другие снесены, а на их месте возведены просторные и современные коттеджи. В одном из них, на Победоносной улице, живет Александр с супругой и двумя детьми. Участок с домом достался по наследству. Старый дом на 32 кв. м мужчина снес, а на его месте возвел из газосиликатных блоков большой особняк площадью 80 кв. м. Хотел еще пристроить мансарду, но не смог получить разрешение. В доме все, как в квартире — ванна, туалет, гостиная и кухня, потолки натяжные, ламинированные полы.
— Старый дом, кстати, был построен без единого гвоздя — брусы скрепляли между собой деревянными колышками. Гвозди использовали только для обшивки стен и пола, — рассказывает Александр. — Построен он был в 1937 году, даже кирпич с этой надписью сохранился.
Рядом с домом — большой участок, где супруги садят огород. Выращивают все — и дача не нужна.
Работает Александр в «Промстрое». Коллеги в шутку называют его местным олигархом. Но мужчина не обижается — говорит, своими руками на дом заработал:
— Тут просто место для жизни отличное: центр города, простор, захотел — шашлыки пожарил. Красота!
Кстати, рядом с коттеджем Александра продается старый деревянный дом без ремонта. На участке даже сохранился кирпичный гараж. По словам мужчины, за него хотят 32 тысячи долларов.
На этой же улице вот уже пять лет живет Виктор с женой. Семья переехала сюда после смерти родителей супруги из квартиры на Советской улице. Площадь дома тут побольше — 50 кв. м. Снаружи обшит сайдингом, внутри — гостиная и кухня. В планах — сделать пристройку. На заднем дворике — зона отдыха с мангалом и беседкой.
— Тут всегда тихо, спокойно, машина, может, раз в час проедет. Все близко — школы, магазины, общественный транспорт. Что еще нужно для комфортной жизни? — говорит Виктор.
Старый дом «вписали» в новый
Свернув с Победоносной улицы, попадаем на улицу Белуша. Прямо вдоль улицы расположен дом, поделенный на две части: одна современная, бирюзового цвета, вторая — деревянная, желтого. Это — еще одна достопримечательность колоритного района.
С улицы Белуша снова сворачиваем в частный сектор, на параллельную улицу Братскую. Возле одного из домов в машине ковырялся местный житель Юрий. Здесь раньше жили его родители, а теперь, с 1996 года, он вместе со своей семьей.
Родительский дом мужчина перестраивал дважды: обложил кирпичом, заменил крышу, сделал пристройку, подвел все коммуникации и расширил чердак. На чердаке, кстати, раньше была насыпь из земли, глины и соломы — так строение утепляли. Часть ремонта оплатила бабушка Юрия, которую во время войны увезли в Германию на работы.
— Помимо дома у меня есть еще кусочек земли, на котором я могу делать, что угодно, а это дорогого стоит, — отмечает Юрий.
Кстати, несмотря на то, что домам уже много лет, печки в некоторых из них еще функционируют.
— Ее мой дед еще перекладывал, потом — я, думаю, и сын так же поступит, — шутит хозяин дома Сергей. — На зиму четыре куба дров — 200 рублей всего.
Участок у него хоть и небольшой, но компактный: есть огородик, несколько сараев и даже цветочные клумбы, за которыми ухаживает супруга.
На улице Братской мы заметили один дом, мимо которого не смогли пройти. Дело в том, что деревянное строение не стали сносить, а будто вмонтировали в современный двухэтажный особняк из блоков. Видимо, когда новый дом достроят, старый демонтируют.
Сохранился подвал и вытяжка
Почти в самом конце Братской улицы живет 70-летний Леонид и его брат. Мужчина — мастер на все руки. Во дворе — качели побольше, для взрослых, и поменьше, детские, баскетбольное кольцо, мангал. Пенсионер сам построил подземный гараж, правда, машиной так и не обзавелся. Из металла вырезал адрес дома. Сделал две пристройки, так что жилплощадь увеличилась почти в два раза.
Леонид живет здесь всю жизнь. Говорит, удивительно, но во время войны ни один дом на улице не пострадал. По словам мужчины, на соседнем участке даже остался подвал, в котором немцы хранили продовольствие, и… вентиляция — ее сосед прикрыл листами жести.
Фото Натальи КОРНЕЕВОЙ