В начале марта мы решили побывать на улице с самым весенним названием. Сегодня здесь непривычно тихо — из-за масштабного ремонта моста дорога опустела, лишь редкие троллейбусы нарушают покой. Несколько домов, целые аллеи деревьев вдоль тротуаров, свежий воздух и тишина — так сейчас выглядит улица Весенняя.
Через несколько лет от частного сектора здесь не останется и следа, вместо него возведут многоэтажки и парковки. Как застраивалась Весенняя, почему местные считают дорогу проклятой и что думают о предстоящем сносе — в репортаже «Вечернего Гродно».
Сегодня Весенняя улица — это около 10 домов, расположенных только по четной стороне. В одном из них живет 66-летняя пенсионерка, местный старожил, Людмила Александровна. Ее дед построил дом сразу после войны. Он и два его брата переехали сюда из Белостока и поселились рядом: один — недалеко от Поповичского моста, второй — на улице Серафимовича.
Женщина хорошо помнит, как район выглядел раньше. На месте нынешних улиц Болдина, Горького и БЛК были пустыри, на которых рос горох. Застройка заканчивалась у кинотеатра «Космос». Вместо асфальтированной дороги напрямик к мосту через Неман вела обычная проселочная дорога, вдоль которой стоял еще один ряд домов. Их снесли, когда начали строить мост и прокладывать к нему улицу.
От участка пенсионерки тоже отрезали кусок земли, а вместе с ними несколько вишен. За деревья заплатили 80 рублей, в то время как бутылка водки стоила чуть более 4 рублей. Хотели снести еще курятник, но бабушка Людмилы Александровны не дала.
В то время строительство моста было главной достопримечательностью района и местом притяжения детворы. Пенсионерка вспоминает, как сама на велосипеде ездила на стройку и видела там… человеческие останки. Ходили слухи, что рядом с Неманом было кладбище, где хоронили французских солдат и офицеров.
— Когда экскаватор рыл землю, попадались человеческие кости, иногда черепа. Там мы находили старинные пуговицы, как в ту эпоху, воротники мундиров. Все тогда говорили, что мост построен на костях, — рассказывает пенсионерка.
По этой причине, считают местные, на Весенней улице часто случались страшные аварии, ее даже назвали проклятой. Так, напротив дома Людмилы Александровны на «Москвиче» насмерть разбились три человека.
В просторном доме пенсионерка живет одна. Муж ее умер 16 лет назад. Единственный сын живет в Лососно. Иногда в гости приезжает старший внук, второй еще маленький, только пошел в первый класс.
Сейчас в доме есть все коммуникации — газ подвели недавно, хотя многие отговаривали, мол, все равно снесут. Теперь, говорит женщина, не нужно выписывать дрова, жить стало комфортнее. На участке в 20 соток сажает небольшой огород. Сын ремонт сделал — живи и радуйся.
Транспортное сообщение хорошее: в поликлинику на Врублевского или в церковь рядом с «Юностью» ездит 10-й троллейбус, 10 минут — и на месте. Раньше пенсионерка посещала Коложу, она ближе, но теперь ходить туда пешком трудно.
О предстоящем сносе Людмила Александровна слышит уже более 50 лет, каждый год об этом напоминают городские службы. Но переезжать в квартиру женщина не хочет — тут нравится.
Еще одна жительница Весенней улицы Жанна Евгеньевна тоже против сноса. Женщина с сыном живет в родительском доме уже много лет. В 90-е годы вместе с мужем хотели переехать в квартиру, но это не удалось. Тогда к старому дому сделали пристройку площадью в 120 кв. м.
Пока не было газа, отапливали дом дровами, торфом и углем. Рядом даже есть сарай, в котором сохранился старый котел. Женщина вспоминает, как зимой, приходя с работы, укутывалась в шубу, шапку и шарфик, шла к котлу, чистила его и затапливала. Пока дом не прогреется, не раздевалась.
— Это я тогда вместе с соседями с улицы Тетки добивалась, чтобы по улице газ провели. Даже председателем кооператива была, потому что мужики отказались. А я не побоялась. Мы тогда на прием к мэру ходили, просили. И нас включили в программу газоснабжения: 30 % затрат оплатило государство, остальное — жильцы. Правда, не все захотели — сегодня на нашей улице газ есть только в пяти домах, — поясняет 50-летняя женщина.
К дому Жанны Евгеньевны подведена вода и даже центральная канализация. Во дворе разбита небольшая клумба, стоит уютная беседка. Хотели сделать двор еще красивее, но не стали из-за регулярных новостей о сносе. Женщина признается, что больше всего ей не хочется терять сад, где растут яблони и вишни, которые посадил покойный муж:
— Понимаете, если вложить силы и деньги в дом, то это будет самое лучшее место для жизни. Когда была жива моя мама, к нам каждое лето приезжала семья из Ленинграда. Они снимали комнату и несколько месяцев жили у нас. Вместо поездки на море предпочитали отдыхать тут, так им у нас нравилось, — отмечает Жанна.
Отсюда до работы ей недалеко — ходит пешком, хотя есть машина. А с закрытием моста и вовсе жизнь стала как в сказке — транспорта почти нет и тишина…
Фото Натальи КОРНЕЕВОЙ