В начале марта Светлана КИРПЛЯ отметила сразу два праздника — День милиции и 8 марта. Гость «Вечернего Гродно» — старший оперуполномоченный Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД Гродненского облисполкома — рассказала о порядочных наркоманах, настенных часах за шум, спасении от бумажной работы, поздравлениях с 23 февраля и неженской мечте.
В правоохранительных органах Светлана работает уже почти восемь лет. Профессию, признается она, выбрала случайно: в 11-м классе школьный психолог принесла на урок справочник учебных заведений, среди которых была и Академия МВД.
— Посмотрела факультеты и поняла: это мое. Тем более, что до этого я всегда участвовала в различных ЮИДах, зарницах. Нравилось ходить строем, — рассказывает девушка. — Конкурс на мой факультет милиции был высокий, но поступить оказалось несложно. Сдала тестирования. Физическую подготовку, как было раньше, уже не проверяли. Плавание, к счастью, тоже, иначе я бы даже туда не пыталась поступать, потому что плавать не умею.
Родители, оба — простые рабочие в одном из СПК, дочкой гордились и поначалу поддерживали…
— А когда попала на службу, были некоторые недопонимания с мамой. Я родом из Берестовицкого района. Здесь, в Гродно, была одна. Иногда на работе приходилось тяжело, а поговорить не с кем — весь коллектив мужской. Бывает, маме позвоню, а она в силу специфики моей работы, не всегда меня понимала. Знала, что по ночам надо было выезжать. Но никогда не отговаривала, мол, бросай службу, — говорит Светлана.
Первым местом работа Светланы стало отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Октябрьского РУВД. Здесь она проработала почти пять лет.
— Когда только пришла сюда, в 2015 году, было очень много задержаний закладчиков наркотиков. Поначалу везде ездила с ребятами по службе, а через два месяца стала выезжать одна со следователем, — вспоминает девушка. — Рабочий день у нас был с 9 до 18 часов, но могли позвонить и ночью. Бывало, отработаешь, вечером домой забежишь перекусить и едешь по вызову. Можешь возвратиться только на следующий день и к 12 часам. Но тогда мне это было в кайф — семьи не было. Поначалу даже обижалась, что по ночам не звонят, без меня обходятся.
За пять лет работы в наркоконтроле каких только историй не произошло на службе Светланы. Однажды в РОВД обратилась женщина и рассказала, что в окно увидела, как какой-то парень что-то положил в электрощиток в Южном. Светлана с коллегами выехала на место, проверили камеры видеонаблюдения, установили предполагаемого закладчика наркотика — уж очень примечательной оказалась его куртка. Спустя несколько дней молодого человека задержали… за кражу. При нем был ноутбук, в котором хранились фотографии закладок, в том числе и той, о которой сообщала женщина из Южного. Парень, кстати, из обычной семьи, учился в ссузе, о нем хорошо отзывались, сам наркотиками не баловался.
Светлана охотно рассказывает и о недавнем задержании крупнейшей за последние годы партии наркотиков. Парню 25 лет, по профессии сантехник, но им никогда не работал. Сменил много мест. В какой-то момент «подсел» на казино и задолжал несколько десятков тысяч рублей. Часть долга помогли погасить родители.
— А потом он зашел в интернет, нашел работу и решил попробовать. Но поработал недолго, его задержали сотрудники наркоконтроля.
По словам нашей собеседницы, в последнее время появилась новая категория наркоманов, так называемые спортики. Это агрессивные молодые люди, которые наказывают нечестных на руку закладчиков наркотиков. В Минске был случай, когда девушке, замешанной в незаконном обороте психотропов, отрезали палец за «плохо выполненную работу».
Большинство задержанных за распространение наркотиков, говорит Светлана, молодые ребята из обычных семей, которые ищут лучшей жизни. Они вполне адекватные, но часто обделенные родительским вниманием.
— Однажды был такой случай: учащаяся ссуза работала закладчиком наркотиков. Только в колледже заметили, что у нее стали появляться различные вещи. А это один из первых признаков того, что что-то не так. Вызвали маму. Девочка созналась, — рассказывает наша собеседница. — Родителям советую обращать больше внимания на поведение своего ребенка, его распорядок дня, следить за социальными сетями, мониторить установленные на телефоне приложения, например, для скрытых разговоров.
По словам Светланы, молодые люди при задержании ведут себя очень по-разному. Одни глотают наркотик, другие пытаются спрятать его в самых необычных местах.
— Находясь один на один в кабинете с задержанным, иногда было страшно, — признается Светлана. Но попадались какие-то очень порядочные наркоманы, не угрожали, сбежать не пытались. Зачастую более порядочные, чем те, кто совершает кражи и грабежи. На крайний случай есть табельное оружие, правда, к счастью, пользоваться им пока не приходилось. Даже не представляю такой ситуации.
После работы в «наркоконтроле» Светлана ушла в декрет, а спустя два года снова вернулась в родное отделение. Правда, вскоре сменила должность на старшего инспектора отдела охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности.
— Меня тогда все мое отделение уговаривало, мол, зачем тебе это нужно: там же много бумажной волокиты, рабочий день ненормированный? Но я нисколько не пожалела, потому что у меня был хороший напарник Сергей Курпик. За полгода, которые мы вместе работали, он мне очень помог: все объяснял, показывал, рассказывал, — вспоминает Светлана.
В «профилактике» девушка тоже надолго не задержалась — предложили перевод в криминальную милицию и она согласилась:
— Тут движуха, а мне этого очень не хватало. Просто в какой-то момент поняла: пора выходить из зоны комфорта, надо что-то пробовать — это опыт, и неважно, какой — хороший или плохой. Даже сейчас часто спускаюсь на второй этаж (кабинет Светланы расположен на четвертом), чтобы пообщаться со своим старым коллективом.
Сейчас Светлана — старший оперуполномоченный Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД Гродненского облисполкома. Ее работа больше кабинетная, связана с бумагами. Поэтому размеренный рабочий ритм активно компенсирует участием в различных ведомственных мероприятиях — пробегах, спортивных соревнованиях, турслетах. Вместе с коллегами почти каждый год на Крещение окунается в воду, с сыном ездят на Августовский канал.
— Однажды участвовала в спортивном соревновании, но призового места не заняла. Но я так болела за своих, что мне, как лучшему болельщику, тогдашний начальник областной милиции Вадим Синявский подарил настенные часы (теперь они, кстати, висят в ее новом кабинете — прим. автора).
Сейчас Светлане 29 лет. Она замужем. С супругом познакомилась на службе в милиции, здесь он отработал 10 лет. Теперь трудится в кадрах управления Следственного комитета по Гродненской области. Муж еще и кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе. В браке живут без малого четыре года.
— Мы с ним в один год получаем звания. Познакомились, когда были еще старшими лейтенантами, потом вместе получали капитанов, еще позже — майоров. Он меня каждое 23 февраля поздравляет. И я стараюсь что-то подарить. В этом году вместе пойдем в ресторан с коллегами по службе.
Кстати, так получилось, что все коллеги Светланы — мужчины. Они тоже не забывают поздравить единственную в коллективе девушку с 8 Марта — дарят цветы, сертификаты и другие полезные вещи.
Молодые супруги воспитывают маленького сына Кирилла. Мальчику два года и 10 месяцев, ходит в детский сад.
Недавно семья построила квартиру в Грандичах. Пока не сделали ремонт, живут с родителями мужа. За службой времени на любимое увлечение — танцы — почти не остается.
— Я всегда с нетерпением жду четверга. В этот день у нас занятие по физической подготовке. Переодеваюсь, надеваю наушники, иду в спортзал (там большое зеркало) и ухожу в отрыв. Люблю петь, хотя не умею и всегда завидовала тем, у кого хороший голос. А еще обожаю картошку фри в Макдональдсе, и сын ее тоже любит.
Мечты у Светланы три — построить карьеру, крепкую семью и… себя.
— В силу характера, темперамента, молодости мне очень не хватает усидчивости. А для достижения моей цели — карьерный рост — это важно. Но я уверена, что у меня все получится. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Мечтаю стать достойным сотрудником и не потерять свой огонек. И просто хочу быть счастливой. В таком состоянии могу горы свернуть!