Как ученики забирали из садика детей учителей, как учителя делились с подопечными последним куском ткани на одежду и угощали весь класс мороженым. Мы расскажем о школе, которую трудно представить в современном мире и безмерной благодарности учителям, которую пенсионеры пронесли через всю свою жизнь.
Начало февраля — это традиционное время встреч выпускников. Мы перенесемся на 55 лет назад, когда оканчивала школу гродненская пенсионерка Ядвига Матусевич. Спустя полвека женщина продолжает общаться с учителями и одноклассниками и помнит их всех поименно.
Ядвига Матусевич училась в школе-интернате, которая открылась в 1960 году на Поповича (сейчас это училище олимпийского резерва). Туда оформляли детей из Гродно и района.
— В нашей семье случилась трагедия, в Немане утонул отец. Маме было тяжело содержать троих детей, поэтому меня и младшую сестру отправили в школу–интернат, — вспоминает гродненка. — Это была отличная школа и отличные преподаватели. Они только пришли после института и вкалывали на две ставки: днем вели уроки, а вечером работали нашими воспитателями. Им было 20 лет, а нам 10.
Ядвига Вацлавовна вспоминает, что общение с преподавателями не ограничивалось уроками:
— Все говорят, что в интернатах было плохо. У нас рай был, мы жили, как при коммунизме: хорошее питание, одеты, обуты, всегда тепло. Девочек учили готовить и шить, парни занимались в мастерской столярным делом у трудовика Романа Феликсовича. Половина Гродно была завешена скворечниками наших мальчишек!
В школе был свой огород. Грядки разбивали на месте нынешнего памятника воинам-пограничникам.
— Мы не чувствовали себя обделенными, о нас заботились. Мы всегда были заняты трудом: пололи грядки, собирали траву на берегу Немана, занимались бытом. В комнатах висели бархатные занавески, а на полу ковровые дорожки. Жили как в Кремле, — смеется Ядвига. — Мама пришла в гости и заплакала, говорила, мол, дети, увидите хоть, как должны люди жить.
В свободное время дети шли в кинотеатр имени Пушкина. 8 марта и 1 мая школьники давали концерты. С танцорами работала выдающийся педагог Евгения Рассудовская. Благодаря ей дети объехали весь Союз, выиграли множество конкурсов, а летом лучшие ученики отдыхали в «Артеке».
В интернате учились два брата, которые приехали из Аргентины. Их отец был белорус, до войны попал в Южную Америку, служил в армии и женился на аргентинке, после чего перевез семью в Гродно. Супруга работала в интернате поваром.
— Она очень вкусно готовила. Наше любимое блюдо — тушеная картошка с мясом и плов. Порции всегда были большие, — вспоминает Ядвига.
С любовью Ядвига вспоминает учительницу по труду Веру Ивановну.
— Она была женой военного, только вернулись из Германии. В мастерскую принесла все свои отрезы, положила на стол и сказала: «Девочки, берите, кому что нравится, не жалейте, будем шить блузки». И это в то время, когда в магазинах трудно было купить ткань.
У нее был свой сад, осенью Вера Ивановна приносила в школу целые корзины яблок, груш и слив. А зимой угощала детей вареньем. Щедрые были люди…
Вспоминает Ядвига Вацлавовна случай с учителем музыки Галиной Качаловой. (Это тот самый педагог с пятидесятилетним стажем, покорившая пением Стаса Пьеху и Игоря Крутого в шоу «Ты супер 60+» на НТВ. В свои 82 года Галина Николаевна продолжает покорять ТВ своим творчеством).
— Нас принимали в пионеры в парке Жилибера. Было очень жарко. На Ожешко рядом с собором было кафе, где она всему классу купила по 200 грамм мороженого, чтобы отвели душу. Разве это можно забыть? — улыбается Ядвига Матусевич.
Галина Качалова ездила в Европу с ансамблем «Неман» и с каждой поездки привозила детям что-нибудь вкусное или полезное. Один из учеников Гена Загальский ради нее пошел танцевать в «Неман».
Уважали ученики преподавателя по математике Евдокию Дейниженко и Людмилу Шитову, которая вела физику.
— Шитова занималась фехтованием. Фигурная, красивая, с пышными волосами. Наш Мишка Кучинский как увидит, не промолчит: «Опять новые шпильки». Обсматривал на уроках с головы до ног, — смеется Ядвига.
У нашей героини нет ответа на вопрос, почему учителя 60-ых были такими: справедливыми, щедрыми, бескорыстными, ведь их детство пришлось на непростое послевоенное время. Ядвига рассказывает очередную историю:
— Учился мальчик по фамилии Ефремов, он сирота, его воспитывала бабушка. Учительница математики Евдокия Филипповна видела, что бабушка одевается скромно и принесла в школу целую сумку вещей, чтобы он отнес домой. Она даже о бабушке ученика заботилась.
Еще одна история времен дефицита, которую не понять современному поколению:
— У Генки Загальского мама работала в магазине ковров на Карла Маркса. Она рассказывала учителям, когда будет привоз, преподаватели давали школьникам деньги, чтобы те шли в магазин, стояли в очереди за коврами. Сами учителя весь день в школе.… Когда им успеть?
Когда дети сделали уроки, то ходили в детский сад забирать малышей учителя математики Евдокии Филипповны.
— Учительница жила на Титова, а садик находился за Неманом на Советской. Иду по Старому мосту, держу двух пацанов. В квартире полчаса ждала, пока вернется с работы ее муж, а он работал директором СШ № 5. Всегда говорил: «Девочки, большое спасибо».
Хорошо помнит Ядвига директора школы-интерната Марию Ковалёву, которая преподавала химию и жила в маленькой квартирке в торце школы:
— Это была настоящая русская женщина. Строгая, с косой, носила блузки и очень любила сарафаны вишневого цвета. Когда Качалова окончила Ленинградский институт культуры, директор на линейке подарила ей красивый отрез на платье и сумочку. Та стояла и плакала…
Наша героиня окончила школу 55 лет назад. До этого времени она поддерживает связь с одноклассниками и учителями. В живых осталось три учителя. Это Галина Качалова, Людмила Шитова и Люцина Петрулевич. Последний раз класс собирался три года назад, тогда на встречу пришли 11 человек.
— Мы уже одного возраста, все бабушки, у всех внуки, нам есть о чем поговорить, — говорит Ядвига Матусевич.
В следующий раз они планируют собраться в конце лета, чтобы подвести итоги дачного сезона и обсудить урожай.
Главное, чтобы здоровье не подвело.