Пельмени вместо рыбы, чай с лимоном и сахаром взамен компота из изюма — больше месяца на базе СШ № 37 в Гродно проводится уникальный эксперимент. Его суть — определить вкусовые предпочтения учащихся и улучшить организацию питания в школах. Чем кормят детей и что изменилось, узнавала журналистка «Вечернего Гродно».
Напомним, в эксперименте принимает участие 21 школа — по три в каждой области и Минске. В Гродно он проводится на базе средней школы № 37, в области — в Щучине и Верейках Волковысского района.
Одно из главных новшеств — изменилось время приемов пищи. Так, чтобы дети успели проголодаться, теперь они кушают через три с половиной часа после открытия школы — в 10:35 (раньше ели после первого урока — в 8:45). Поскольку школа большая, питание организовано в три захода: первый — в 10:35, второй — в 11:35, третий — в 12:35.
По отдельному графику кушают малыши. В связи с тем, что у первоклассников уроки длятся по 35 минут, время питания для них сместили на 11:05. Более того внесли коррективы и в учебное время. Так, занятия в начальной школе сейчас начинаются на 40 минут позже — в 8:40.
— Сдвинув временные рамки, мы добились того, чтобы дети получали питание в тот период дня, когда оно наиболее необходимо. Ребенок утром завтракает, после чего у него есть зазор в три с половиной часа, чтобы проголодаться, — объясняет директор школы Александр Римша.
Если раньше в один заход одновременно кушали примерно 170–200 человек, то теперь от 200 до 300 человек. В связи с этим докупили часть мебели в обеденный зал, обновили технологическое оборудование, увеличили штат поваров и количество дежурных по столовой. Последние, в частности, контролируют, как сервированы столы, помогают выносить блюда, чтобы дети кушали еду еще горячей.
Эксперимент по питанию в школе начался еще в декабре. Тогда же провели три родительских собрания, всю информацию о проекте разместили на сайте школы.
— Чтобы составить меню, логики учителей, администрации школы недостаточно. Нужно было понимать, что хотят дети и какие требования к пище предъявляют их родители. Поэтому накануне составили анкету, узнали о предпочтениях и тех, и других. Те продукты, которые ребята не любят, например, рыбные котлеты, некоторые салаты, компот из изюма, исключили из рациона, — рассказывает руководитель школы.
После этого «Азбука питания» (так теперь называется КШП Ленинского района) разработала блюда, которые предложили попробовать сначала родителям. От каждого класса на дегустацию, которая прошла 9 января, пригласили по два человека.
— Критических замечаний не было. Один из родителей, например, увидел лук в котлете, он не был против него, а предложил перетереть овощ поменьше. Так лук дети не видят и не чувствуют, и едят, — отметил Александр Ярославович.
В первую неделю эксперимента детям предложили суп, второе блюдо, компот и десерт. Суп каждый день был разный — щи из свежей капусты, борщ, гороховый, затирка.
— Процент съеденной пищи увеличился незначительно. Оказалось, ребята, особенно учащиеся начальных классов, наедались супом и ко второму почти не притрагивались или съедали его только наполовину, — объяснил Александр Римша.
Поэтому на второй неделе эксперимента решили полностью отказаться от супов. И, как ни странно, дети сами спрашивали, почему их нет.
Вместо супов давали блинчики с творогом, бургеры с салатом и перепелиным яйцом, блинчики с колбасой и картофельные оладьи с колбасой, драники с мясом и даже пельмени. Разумеется, все блюда полезные.
— У нас заключен договор с производителем, который делает пельмени с учетом детской диететики, без уксуса и острых специй. К слову, 90 процентов детей все скушали. Надо сказать, что все полуфабрикаты — сосиски, пельмени и тому подобное — школьники съедают, потому что едят это дома, — говорит директор СШ.
По итогам нескольких недель у детей определились фавориты в еде. Так, из супов «победили» борщ и щи, из салатов — «Школьный» и «Витаминный» (из свежих фруктов и овощей). На второе школьники предпочли бифштекс, котлету рубленую свиную, бедро куриное, хот-дог. Из напитков ребятам больше всего понравились чай с сахаром и лимоном, сок яблочный и компот из свежих яблок.
Из рациона убрали вязкую гречневую кашу, вместо нее будет рассыпчатая, кофейный напиток, компот из изюма. Сейчас думают, как включить в рацион рыбу, чтобы дети ее кушали.
— Да, иногда котлета выглядит не очень красиво, потому что она готовится на пару, как положено по нормам, но она вкусная. И родители могут убедиться в этом сами, — добавляет Александр Римша.
Чтобы оперативно корректировать меню, в столовой даже поставили маркерную доску. На ней ребята после приема пищи могут оставлять свои отзывы.
По его словам, пока подводить итоги рано — эксперимент продолжается. Многое зависит не только от предпочтений конкретного ребенка, но и его настроения и возраста. Например, наметилась такая тенденция, что все съедают ученики начальной школы и старшеклассники, а вот среднее звено — не особо. Зато с началом эксперимента многие дети, которые раньше не питались в школе, теперь с удовольствием ходят в столовую и кушают со всеми.
— Проект добавил несколько процентов к желанию детей ходить в школу — им интересно узнать, что нового будет в столовой, — улыбается директор СШ. — В целом процент питания в учреждении образования увеличился на 7 % и сейчас составляет около 98 %.
Пилотный проект завершится 30 апреля 2023 года.
В рамках эксперимента в школе разработан план мероприятий как для родителей, так и для детей. Это тематические дни, посвященные различным продуктам питания, конкурс буклетов «Здоровому питанию скажем: «Да!»», классные часы, фото-челлендж «Пустая тарелка» и многое другое.
Постановлением Совмина № 870 от 15 декабря 2022 года, утверждены экспериментальные нормы питания. В список внесены 36 видов продуктов, в том числе крупы, макароны, овощи, фрукты, картофель, бобовые, мясо, птица, творог, сметана, сыр, яйцо и другие. К примеру, в сутки ребенок должен употреблять 450 мл молока и кисломолочных продуктов, 150 г фруктов, 220–260 г картофеля, 240–320 г овощей, 170 мл соков, 25 г сладостей (это мучные кондитерские изделия, зефир, мармелад, варенье, джем).
В учреждениях образования в сельской местности все приемы пищи и время их приема сохраняются. Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учебном заведении: от 3,5 до 6 часов — одноразовое питание, от 6 до 10 часов — двухразовое, более 10 часов — трехразовое.