Каким был один из первых спортивных функционеров Гродно, как строился ледовый дворец и, что такое крепкая мужская дружба, «Вечернему Гродно» рассказал сын Леонида — Андрей Коток.
Недавно в Гродно прошел второй детский хоккейный турнир памяти Леонида Котка — спортивного управленца, стоявшего у истоков гродненского хоккея. Одним из организаторов соревнований был сын Андрей, который таким образом хотел почтить память отца.
Болельщики со стажем помнят руководителей хоккейного «Немана», а позже баскетбольного «Гродно-93», но для нынешнего поколения это человек, чей портрет остался в старых предматчевых программках.
Истоки современного гродненского хоккея связаны с комбинатом строительных материалов. Именно на базе КСМ в конце 70-ых появилась первая профессиональная команда КСМ-Гродно. Андрей вспоминает, что отец дружил с директором комбината Беленьким. Они организовали команду. В 1986 году она сменила название на ШВСМ-Гродно. Затем называлась «Прогресс». В 1989 году Леонид Коток пригласил на пост главного тренера Анатолия Варивончика. В 1991 году клуб переименовали в «Неман».
— В 80-ых годах матчи проходили на коробке в Коложском парке, там сейчас футбольная школа «Немана». Потом игры проводили в литовском Электренае (город в 170 км от Гродно), — говорит Андрей Коток. — Помню, как в Гродно приехала «Двина» из Новополоцка (позже команду переименовали в «Химик»). Матч на улице, вокруг сугробы, болельщики стоят и тут соперник нашему игроку губу разбивает. Мужики на него сразу, мол, чего наших бьешь. Тот на площадке сразу извиняться стал. Хоккеисты рядом со зрителями катались, все слышали.
Леонид Коток был всю жизнь в спорте. Сначала он занимался футболом, но рано закончил карьеру из-за травмы колена. Пошел учиться, получил физкультурное образование и достиг звания Заслуженного тренера БССР.
— У него в жизни был один девиз — быть первым! Он всегда добивался своего! Коллеги шутили, его выталкиваешь в двери, так он через окно залезет, был настырным мужиком, — улыбается Андрей. — Он сам ездил в Россию, просматривал игроков и приглашал их в «Неман». Так в команде появились Деев, Чух, Головинов, Фатиков, Путиленко, Ничиухин, Чурабаев, Полицинский и другие ребята, определявшие игру команды в 90-ых.
Тренер Владимир Шенько вспоминал, как он попал в Гродно из Новокузнецка по приглашению Леонида Котка: «Приехал дядька в костюме, галстук, норковая шапка! Он сидел на трибуне, а затем позвал в Беларусь».
Для Андрея лучшие воспоминания об отце — это мнения простых болельщиков.
— Мужики подходят, говорят, мол, знали твоего батьку, хороший был мужик, хоккей развивал. Это очень приятно, — говорит Андрей.
Благодаря отцу Андрей сам всю жизнь работает в спорте, много лет был администратором в разных клубах, а недавно возглавил хоккейную школу «Немана».
— Отец был человеком слова. Я многое знаю и умею благодаря ему, — говорит Андрей.
После хоккейного «Немана» Леонид Коток возглавил баскетбольный клуб «Гродно-93». Баскетболисты были многолетними лидерами Беларуси. Тренер Александр Борисов собрал приличный состав, в котором выступали Шарко, Пынтиков, Василевко, Качан, Кващук, Черняк и другие ребята из Беларуси, России, Литвы и Латвии.
— В работе отца после хоккея ничего не поменялось, для него работа была на первом месте.
В «Гродно-93» Андрей отвечал за всю административную работу. Тогда, на стыке тысячелетий мужская команда выступала в Североевропейской баскетбольной лиге, ездила в Россию, Латвию, Эстонию, Литву.
Болельщики со стажем помнят, что одну из игр «Гродно-93» проводил в Ледовом дворце. Тогда на ледовой площадке уложили паркет, установили баскетбольные фермы. Матч собрал аншлаг.
Много лет Леонид Коток дружил с начальником финансового управления облисполкома Михаилом Шабаном. Мужчины часто выезжали на рыбалку.
— С Михаилом Шабаном они были не разлей вода… — вспоминает Андрей Коток. — Рыбачили в Озёрах, Берштах, Вертелишках и многих других водоемах Беларуси. И даже на отдыхе они не могли отпустить работу, беседовали и даже спорили.
Леонида Котка не стало 5 ноября 2010 года. Подвело здоровье, он принимал все близко к сердцу. Его похоронили рядом с другом Михаилом Шабаном. Каждый раз после детского турнира его памяти Андрей привозит на могилу отцу золотую медаль.