Христос родился — Бог воплотился!
«Ныне не время поучений, но время славословий; не время наставлений, но время благодарений», — утверждает святитель Феофан Затворник. Мы славим и благодарим Бога, Который стал ради нас Человеком!
Нам суждено жить на сложном этапе истории. Каждый по-своему переживает сердцем тяготы и горести мира сего, тревожится за себя, за будущее, за близких, за дальних. И порой, когда душа мятется, мы кричим в небо: где же Бог, почему Он молчит?
В рождественскую ночь соборный голос Церкви возвещает всей полноте человечества, что Бог с нами. Он не молчит: по мысли преподобного Ефрема Сирина, Великое Молчание обратило к нам Слово — и Слово стало плотью (Ин. 1:14). Как сказано в одной древней молитве, Господь «не терпел зрети от дьявола мучима рода человеча». Бог не стал безразлично смотреть на то, как грех и смерть, которых Он не создавал, искажают красоту мира. Он приходит в мир, рождается от Девы в Вифлееме, чтобы освободить людей от власти ада, «присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий).
Может казаться, что на Рождество Христово мы вспоминаем события, которые произошли давно и далеко, в Палестине эпохи Римской империи, и не касаются непосредственно нас. Но нет: Церковь проповедует, что Господь сошел с Небес, чтобы остаться в мире навсегда! Свидетельство тому — Божественная Евхаристия, которая, как мы призваны верить, будет совершаться до скончания века. За каждой Литургией мы слышим возглас «Сие есть Тело Мое», знаменующий Боговоплощение. Мы слышим слова «Сия есть Кровь Моя», обжигающие реальностью жертвы Сына Божия и Его крестных Страстей. И когда Святые Тайны соединяются в Чаше, нам открывается истина Воскресения Христова и непреложность обетования Господа: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:54).
Христос отдает нам всего Себя, Свою жизнь, Свою крестную смерть и Свое тридневное Воскресение. Он с нами навечно, а будем ли мы с Ним — это зависит от нашего свободного решения! Если это решение принято, если в нас живет стремление побеждать зло в себе и творить добро, то Господь озарит Своим немеркнущим светом пещерные своды наших душ. Перед нами простирается удивительный путь: принести в дар Богомладенцу золото и смирну — нашу жизнь и верность Евангельским заповедям до смерти, вместе с ладаном богослужения, ладаном Литургии, возводящей нас от земли к Небесам.
Слово «Литургия» в переводе значит «общее дело». Попытаемся осознать это — и пусть праздник Рождества Христова станет для нас таким общим деланием, которое начинается в храме и продолжается в наших домах, в семьях, на работе и на отдыхе, во всем разнообразии человеческих отношений.
Множество людей вокруг нуждается в нашей поддержке: дети-сироты и одинокие старики, бездомные и больные, инвалиды и беженцы. Проявим к ним внимание, ведь они так же уязвимы, как и Святое Семейство в городе, где для праведного Иосифа и Пречистой Девы Марии не нашлось даже места в гостинице.
Волхвов к яслям Христа-Младенца привела Вифлеемская звезда, пастухам заветную дорогу указали Ангелы. А наша действительность устроена так, что человека к Богу приводит человек. Для этого совсем не обязательно иметь особые познания: иногда достаточно вовремя обнять ближнего, чтобы поделиться с ним радостью о Родившемся Спасителе.
Помоги нам, Господи, деятельной любовью служить Тебе в 2023 году от Рождества Твоего!