Народное ремесло Беларуси включено в список ЮНЕСКО, этому творчеству нет аналогов в мире

1 декабря 2022 г. на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО принято решение о включении белорусской номинации «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов.

«Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрел новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов», — сообщает Министерство культуры Беларуси.

В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Начало использования восточными славянами соломы, как материала для плетения, относится к периоду расширения земледелия на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Это ремесло ведет свои истоки от стародавних обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия.

Пластичность и художественный потенциал соломки любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного искусства. Предки белорусов считали его эквивалентом золота, а потому без сомнения могли использовать его на роскошном церковном убранстве, например, на царских вратах – главных вратах иконостаса в православном храме.

В конце XVIII – первой трети XIX века на Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Известно два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один – в Гродненском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. Прямых аналогов этим художественным произведениям не выявлено. Царские врата из иконостасов полесских церквей – это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков.

В первой половине ХХ века соломоплетение имело широкое применение повсеместно. Соломенные вещи продавались на рынках, пользуясь спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера.

С 1960 – 1980-х гг. соломоплетение в Беларуси приобрело вторую жизнь. В этот период развитие, популярность и известность белорусского соломоплетения за пределами республики обусловили несколько факторов.

Related Post

Во-первых, освоение и выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий из соломы на созданных фабриках художественных промыслов в г. Бресте, г. Могилеве, г. Чечерске.

Во-вторых, расширение приемов выразительности соломоплетения, создание жанра декоративной анималистической скульптуры в творчестве ярких мастеров – Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Ларисы Лось, Лидии Главацкой, Тамары Павловской.

Значительную роль в развитии современного соломоплетения в Беларуси имела музеефикация и реставрация уникальных произведений прошлого – соломенных царских ворот из иконостасов сельских церквей на Полесье начала XIX века, патронат народных мастеров Союзом художественным фондом БССР в 1970-1980-е годы, выставочная деятельность на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

К концу ХХ века произошел настоящий расцвет белорусского соломоплетения, изменились ее характер и стилистика.

В 2003 и 2005 годах в г. Минске проведены международные фестивали искусства соломки в Минске.

В 2019 году по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено и зафиксировано современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси.

Результаты этой масштабной работы показали, что в 85 регионах Республики Беларусь носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почетное звание «Народный мастер Беларуси», представляющие данное ремесло на высоком художественном уровне.

Share
Published by
Евгений Лебедь