В общежитии на улице Гоголя, 6 угол приходится делить с тараканами, душевые чёрны от плесени, трубы в санузлах прогнили, из туалетов плохо пахнет, а некоторые унитазы и вовсе сломаны. Отселять жильцов отсюда не хотят — ссылаются на то, что в других общежитиях нет мест. И ремонтировать не спешат.
Общежитие на Гоголя, 6 находится прямо напротив администрации Октябрьского района. С виду это обычное трёхэтажное кирпичное здание, правда с деревянными рамами на окнах. Оно построено в 1951 году и находится на балансе УЖРЭПа.
Попасть внутрь можно со двора. За единственным входом следят две видеокамеры. Дверь в подъезд с домофоном, но она, как говорят жильцы, не спасает от незваных гостей.
«Предбанник» заставлен самокатами и велосипедами. С верхних этажей доносится резкий запах жареного лука и картошки, отдалённо слышны детские крики. Поднимаемся на третий этаж, там за массивной стеклянной дверью — длинный коридор и около двадцати жилых комнат.
В проходе «атмосферно»: старый линолеум, обшарпанные стены, хлипкие деревянные входные двери, свисающие провода, сушилки с бельём и одеждой и даже велосипед. У входа в одну из комнат сложена обувь, возле некоторых стоят вёдра с мусором.
Общежитие — коридорного типа: жильцы занимают отдельные комнаты, а кухня, душевая и туалет общие.
В одной из комнат около года живёт 29-летняя врач-лаборант Снежана. Девушка рассказывает, что при заселении ей предложили на выбор несколько комнат. Самая «лучшая» выглядела так: оторванные обои, торчащие вместо люстры провода и отсутствие какой-либо мебели.
— За накопленные деньги купила холодильник, кровать и шкаф. Отец помог сделать минимальный ремонт. Вставила новые пробки, чтобы не пропадал свет, когда включаешь электроприборы, — вспоминает Снежана.
В комнате есть всё, что нужно для готовки: мультиварка и электрочайник. Всё съестное девушка хранит в холодильнике, потому что тараканов много. По этой же причине регулярно выбрасывает мусор и подметает, чтобы не оставалось крошек.
Главная «достопримечательность» общаги, говорит Снежана, санблок. У входа стоит несколько стиральных машин, за ними — туалетные кабинки.
Одна из них закрыта, в остальных — ржавые трубы, поломанные унитазы, на сливном бачке нет крышки. В душевой потолок и стены почернели от плесени. На стене — несколько умывальников, к которым ведут чёрные от ржавчины трубы. Сама душевая кабинка напоминает старую ванну метр на метр с «дождиком». К счастью, горячая вода есть.
По словам жильцов, стены в душевых такие от пара — вытяжки нет. Летом хоть окно откроешь, а зимой — холодно. Бывало, когда кто-то приходил заселяться в общежитие и просил рассказать о «подводных камнях», им молча показывали санблок, и тех больше не видели…
— Стараюсь без лишней необходимости сюда не ходить, но мыться всё равно надо. Помню, в первый раз зашла в наш душ и не понимала, как тут люди живут. Ладно взрослые, но дети… Кстати, и тут тараканы есть. Утром умываешься — ползёт по зеркалу! — рассказывает девушка.
Спускаемся на второй этаж и идём к общей кухне. Здесь несколько газовых плит, раковин, на стенах висят сковородки и прочая кухонная утварь. Обстановка так себе, зато нет бардака и грязи. Чистоту поддерживают сами жильцы, уборщица моет только туалеты.
Вероника — помощник воспитателя в детском саду, живёт в общежитии вместе с семилетним сыном. В октябре за коммунальные услуги заплатила 73 рубля, ещё 50 — на другие расходы: лампочки, сантехнику, текущий ремонт.
— Эти деньги мы платим, но не видим, на что они идут! Тараканы как были пять лет назад, так до сих пор водятся. Крысы, в душевой антисанитария, — почти ругается женщина.
Самое страшное место в общежитии для неё — туалеты. Из проржавевших труб постоянно течёт вода. На луже можно поскользнуться и потом удариться. На днях так упал один из ребят и сильно повредил руку. Вероника мечтает о том, чтобы переехать в другое общежитие, блочного типа. Но на неоднократные её просьбы отвечают отказом.
На первом этаже картина не лучше: зловонный запах из туалета врывается в нос, потолок — в плесени. В одной из комнат, разделённой на две части, живёт Ирина Георгиевна с десятилетним сыном и её дочка с мужем. Внутри так тесно, что сын и мама спят на одной кровати. Ирина тоже не раз обращалась к властям с просьбой предоставить блочное общежитие, но отвечают, что нет мест.
— Мы уже устали. И самое обидное, что никто нам не помогает. Раз в три месяца на свои деньги покупаем отраву от тараканов и разбрасываем. Санобработка проводится раз в год, и то, если жалуемся. Не помню, чтобы делали ремонт ни снаружи, ни внутри, — отмечает жительница.
Вместе с соседками Ирина красит стены в коридоре, несколько лет назад из захламлённой колясочной сделала ухоженную комнату, где теперь ставят сушилки с бельём. В коридоре поставила цветы. Но даже это, увы, не делает погоды.
На баланс УЖРЭП Октябрьского района общежитие на улице Гоголя, 6 перешло от «Гродногорстроя» в ноябре 2019 года. Уже тогда оно было в плачевном состоянии.
— По мере сил делаем текущий ремонт, выполняем заявки, которые поступают нам от коменданта общежития, например: оперативно заменяем теплосчётчики, автоматы по электрике, краны в санузлах, светильники, недавно поменяли окно в санузле. В то же время понимаем, что общежитие требует капитального ремонта, — рассказал первый заместитель директора УЖРЭП Октябрьского района Павел Усс.
По его словам, каждый год УЖРЭП подаёт заявку в городское ЖКХ на проведение капремонта в общежитии, однако сроки постоянно переносят. Аналогичную заявку планируют подать и на 2023 год.