X

Художница из Гродно изображает город акварелью и рассказывает о буднях учителя рисования

Семь лет назад гродненка Екатерина Забелина открыла авторскую студию по рисованию. Сегодня художница активный пользователь социальных сетей, где рассказывает о преподавательских буднях и публикует скетчи с Коложей и Фарным костёлом.

Фото: личный архив Екатерины

Мы увидели яркие акварельные картинки и решили узнать, как не подавить в ребёнке талант, где в Гродно искать вдохновение и почему наш город заставляет быть счастливым.

Первыми героями стали папа и мама

Первый рисунок Екатерина Забелина сделала в раннем детстве на маленькой перфокарте, где изобразила маму и папу. Героиня улыбается, понимая, что уже тогда пыталась передать видимое сходство — папу нарисовала «ушастеньким», а мама вышла как в жизни — яркой эффектной брюнеткой.

Родители-преподаватели поддерживали интерес ребёнка к рисованию. Хотя в то время среди многих горожан бытовало мнение, что быть художником не слишком престижно: можно спиться либо придётся побираться всю жизнь.

Через время негативные представления начали меняться. Сегодня считается, что образование в этой сфере помогает сформировать вкус и независимый взгляд.

— Если ты умеешь выполнять только одну задачу, в современном мире придётся сложно. Но если развита пластичность и креативность, получится многое сделать, — замечает Екатерина.

Нескромное название

У художницы два красных диплома — училища искусств и вуза по специальности «художник-оформитель, преподаватель школы искусств». После нескольких лет преподавательской деятельности на кафедре изобразительного искусства и двух декретных отпусков наша героиня открыла авторскую «Арт-студию Екатерины Забелиной», которая действует семь лет.

— Был период, когда я не знала, хочу ли дальше заниматься рисованием и работать в этой сфере. Был опыт с проектом антикафе «Живое время», который как-то логически сам завершился. Тогда многое не получалось, но мысли о том, чтобы продолжить рисовать, подкрепили горожане, которые сами как-то стихийно проявляли заинтересованность: просили взять детей на курсы или мастер-классы, — вспоминает собеседница.

Екатерина решила, что не стоит сопротивляться обстоятельствам. Зачем идти наперекор судьбе, если дела сами по себе складываются хорошо?

Художница начала подбирать название для будущей студии. Под руку попалось красивое слово «маляванка», но более опытные коллеги-бизнесмены не советовали ломать голову, ведь можно назвать всё своим именем. Хотя Екатерина признаётся, что это ей казалось нескромным.

«Рисуешь как курица лапой»

В студию Екатерины приходят и дети, и взрослые. Некоторые из них стали настоящими коллегами-друзьями:

— Сформировался своеобразный костяк, с которым мы ходим по выставкам или в гости к гродненским художникам. Недавно общались с Егором Коткиным, который занимается абстракцией. Бывали у художников Валерия Стратовича и Алеся Сурова. Общение с художниками помогает развить чутьё, лучше понять задумку автора. Такие разговоры облегчают понимание многих работ.

Особого подхода требуют дети. Иногда в студию приходят действительно одарённые ребята, что видно по первым работам. Но случается, что талант раскрывается через несколько лет. Учитель рисования замечает, что это может быть связано с воспитанием.

— Родители часто говорят ребёнку: ну что ты рисуешь как курица лапой? Взрослые не специалисты, но думают, что рисунок должен совпадать с реальностью, поэтому малейшие отклонения считают отсутствием одарённости. Но даже если человек не занимается портретной живописью, он может найти себя в большом разнообразии других направлений.

Екатерина замечает, что многое у детей зависит от уверенности в себе — чем её больше, тем ребёнок чаще пытается экспериментировать, нарушать правила и устои. И наоборот, скромного и зажатого сложно раскрыть, так как он просто боится. Художница уверена, что каждому нужно развитие, ведь рисование чем-то похоже на математику. Чем больше задач решаешь, тем легче они тебе даются.

Related Post

— Если ребёнка тянет к рисованию, дайте ему попробовать. Вероятно, он особенным образом чувствует цвет, но рисование коников ему не интересно, — говорит художница.

Нравится Фарный костёл и Коложа

Сама Екатерина творит акварелью. Её страсть — скетчи, которые не оставят равнодушными никого из гродненцев, ведь на них известные наши достопримечательности. Признаться, и нас подкупили эти яркие и лёгкие картинки, опубликованные в «Инстаграме», где в летней зелени Старый замок, под жёлтыми листьями Коложа и в необычном ракурсе Фарный костёл Святого Франциска Ксаверия.

— Коложскую церковь я рисовала безумное количество раз. Иногда ракурсы подсматриваю у фотографов. Нравится Фарный, хотя это очень сложная для рисования архитектура. Инсайд этого лета — это костёл и жёлтый фуд-трак на Советской площади. Гродно нравится в пору золотой осени, хотя я очень люблю лето,  — делится автор.

Художница призналась, что настоящая страсть — это гродненские дворики, которые полюбились со студенческих пленэров.

— Во время практики нам приходилось исследовать каждый уголок города. Отсюда любовь к уникальным гродненским дворикам, которые со временем мы теряем. Хотя я понимаю, почему это происходит, но для художника всё заброшенное и заколоченное — мотив для вдохновения. Тогда есть где разгуляться фантазии, а глянцевое и выхолощенное не особо хочется рисовать.

Гродненцы немного параноики

В «Инстаграме» учителя рисования более четырёх тысяч подписчиков. Зачастую они подсказывают, что изобразить и какие подписи придумать.

— На одном из скетчей, где изображён драмтеатр, есть подпись: «Где счастливым можно быть, только в Гродно». Было время, когда песня с этими словами являлась настоящим хитом. Наверное, гродненцы немного параноики: они считают свой город центром Земли, особым, намоленным местом.

Собеседница улыбается, отмечая, что большое количество знакомых из столиц: Минска, Москвы и Санкт-Петербурга — не понимают, откуда у гродненцев самоощущение, будто они живут в важном культурном и политическом центре.

— Вероятно, Гродно воспринимается у жителей как город королей, место, где происходило множество важных исторических событий. В конце концов, у нас замки, а у вас что? Конечно, это шутки, но счастливым можно быть лишь в Гродно, — смеётся Екатерина.

Сложно расставаться с работами

В доме у Екатерины висит много абстрактной живописи. Есть картины известных гродненских художников: Александра Сильвановича, Ивана Пушкова, Ивана Русачека, Александра Ларионова, Владимира Покровского, Алексея Богустова. Хранится в коллекции принт Юрия Яковенко, хотя есть желание приобрести офорт.

— Мне нравятся работы художника Сергея Гриневича, но для его картин нужно много пространства. Оно у меня есть, но я пока материально не столь состоятельна, чтобы купить большую работу.

На стенах находятся семейные фотографии и собственные работы. Художница признаётся, что раньше не могла их вывешивать: постоянно что-то хотелось исправить. После того как прошёл «школьный перфекционизм», дома начали появляться сезонные экспозиции.

— Со своими работами мне сложно расставаться. После того как я долго пыталась понять, почему, решила, что это связанно с ценностью картины. Многие художники рисуют на заказ, это их бизнес, и они изначально настроены на то, что картина должна покинуть мастерскую и уйти к заказчику, — говорит Екатерина. — Большую часть времени я рисую для студии: разрабатываю мастер-классы, делаю образцы для учебных занятий и, не так много, как хотелось бы, творческие работы. Я вкладываю в каждое изображение частичку души, наверное, поэтому не сразу готова расстаться с тем, что сделано.