Бывший посёлок Южный, зажатый между Индурским шоссе и Ольшанкой, стал городом недавно. Когда-то здесь было болото, а теперь это элитный микрорайон с шумными улицами и роскошными особняками в несколько этажей. В Южном побывали журналисты и узнали, как выглядел посёлок раньше, почему на местных дорогах часто устраивают драки и почём нынче здесь коттеджи.
Бывший Южный посёлок — относительно молодой район. Первые дома появились около 40 лет назад. В то время это был большой пустырь, на котором пасли коз. Неподалёку стояли ворота, дети играли в футбол. Был один магазин «Центральный». Конечная остановка находилась возле отделения почты на улице Садакова. Сюда ходил только один автобус, и то раз в час. Зато теперь, когда построили Ольшанку и пустили общественный транспорт, проблем с тем, чтобы добраться в центр и обратно, нет.
— Мне часто приходится сюда ездить, и очень удобно — транспортное сообщение хорошее, не то, что было раньше: один 21-й автобус курсировал, — поделилась женщина на остановке.
По словам «старожилов» микрорайона, много лет назад на месте Южного было болото. Территорию затапливало так, что в школу в Малаховичи детей возили на лодках. Потом «нарезали» участки: часть из них раздали работникам предприятий, остальные продали на аукционе. Наделы в среднем по 8–10 соток. Но есть совсем небольшие, как на Осенней улице, всего по 6 соток, здесь дома стоят вплотную, или, наоборот, очень просторные, по 15 соток, как на улице Домейко. Живут в Южном теперь в основном предприниматели с рынка и бизнесмены.
Дома в бывшем посёлке один другого краше, роскошные, с высокими лестницами, ведущими к главному входу, больше похожи на замки — ничуть не хуже, чем на «гродненской Рублёвке» — хоть экскурсии води. Один из них, похожий на французский дворец, заприметили на Осенней улице. Идею, говорит хозяин, придумал сам. Правда, коттедж ещё не готов — только доделали чердак, теперь нужно строить подвал. В каком стиле построен особняк, мужчина и сам затрудняется ответить, говорит, тут смешение нескольких направлений.
Среди невысоких коттеджей трудно не заметить длинный двухэтажный дом на Садакова на несколько квартир. В каждую из них — свой вход с улицы. У подъездов разбиты цветочные клумбы, огороженные декоративными заборчиками. Оказалось, дом предназначался для работников одной строительной организации в 90-е годы.
В Южном почти нет заброшек: недостроенные коттеджи можно пересчитать по пальцам одной руки. Некоторые из них пустуют давно и выставлены на продажу за баснословные деньги.
Например, за особняк на Звёздной улице хотят 170 тысяч долларов, на улице Александровича — 120 тысяч долларов. В интернете мы нашли дома за ещё более космические цены. Например, коттедж на Славянской улице возле СШ № 35 с отделкой из натурального дуба, с несколькими спальнями, гардеробными, двумя гостиными с каминами, бильярдной, зимним садом, кабинетом, гаражом и зоной отдыха продают за 270 тысяч долларов!
Центральная улица в бывшем посёлке теперь далеко не центральная. Почти весь транспорт, в том числе и грузовой, ездит по Садакова, что доставляет неудобства жителям. Улица не только оживлённая, но и очень шумная.
— Рядом — школа, детей много, а тут фуры носятся, потому что им так удобнее — дорога на полкилометра – километр короче, чем бетонка, и лучше. Добились, чтобы знаки поставили, но водителям всё равно — их, видите ли, навигатор сюда ведёт. Бывает, остановишь: один говорит, что больше не поедет, а другой — нагло, мол, ты кто такой вообще. Тут и мордобои были, и милицию вызывали. Однажды два МАЗа ехали с песком без номерных знаков. Я их остановил, а водитель чуть ли не в драку лезет. Я вызвал ГАИ, так мне ещё и штраф дали за неправильное расположение автомобиля на проезжей части, — сокрушается местный житель Алексей. — Недавно ехал пятиосный «вольво», в кузове — 40 тонн, какая дорога тут выдержит? Вызвал ГАИ, поехали его искать, но не нашли.
К слову, мужчина живёт в Южном около 40 лет. Его четырёхэтажный дом здесь самый высокий. Перед въездом Алексей сам себе сделал парковку и подсыпал бугор, чтобы не топило участок.
— Тут лужа постоянно, а всё потому, что ливнёвка не справляется. На трёх улицах её нет вообще. Дело в том, что труба лежит ещё с шестидесятых или семидесятых годов, всего пятьдесят миллиметров. Коттеджей на горе настроили, а денег на замену трубы нет. Вот нас и топит, — объясняет Алексей.
Ситуацию усугубляют и косцы: покосили траву и не убрали, первый дождь — и ливнёвка забивается.
Ещё одна проблема, которая волнует жителей Южного, — дороги.
— Много просёлочных улиц, а грейдерами их проходят очень редко. В Малаховичах асфальта долго-долго не было. Но когда один начальник коммунального хозяйства построил себе там дом, асфальт положили. Побольше бы таких начальников селилось вокруг, — шутит местный житель Сергей.
Некоторые решили не ждать у моря погоды и сами заасфальтировали часть дороги.
— Эта улица не новая, асфальта не было, положили его сами. Сами же достраивали дорогу до церкви и до костёла, — рассказывает Марина, которая гуляла по улице Домейко вместе с дочкой Лизой и собакой.
Прямо через дорогу напротив коттеджей — большая поляна. Зелёный газон ухожен, его косят жители или нанимают косцов, чтобы «вид из окна был приличный». Напротив одного из домов кусочек поляны огорожен, на входе висит замок — собственную зону отдыха сделал один из жильцов. Сразу за поляной — лес. В нём, говорят, не раз находили трупы повешенных. Из лесу во дворы ползёт всякая живность: змеи, лягушки, ежи, бегают ласки.
— Есть в этом лесу дорога, которую можно обустроить и сделать там парк. Пускай по чуть-чуть, но мы бы своими силами помогли навести порядок, — показывает на изъезженную лесную дорогу Марина. — Очень нам не хватает сквера, где могли бы мамы с колясками гулять. А сейчас негде: улица Центральная, а тротуаров нет, хотя бы с одной стороны сделали.
Садакова — едва ли не единственная улица, где тротуар есть хотя бы с одной стороны. Несмотря на шумный транспорт, здесь любит гулять Зинаида Михайловна. Женщина приехала в Южный к племянницам из деревни Кривичи Зельвенского района.
— Не могу дома сидеть, нашла себе «работу» — гулять по району, аж до самого конца посёлка. Мне тут нешумно, — говорит она.
В посёлке, говорят местные, спокойно и уютно. Есть всё, что нужно для жизни: школа, два детских сада, амбулатория, недалеко поликлиника № 7. Рядом в Ольшанке — спортзал и торговые объекты. Барановичи только позавидуют.
Недавно в Южном построили церковь и костёл. На территории последнего находится могила главного настоятеля храма, который умер два года назад. Говорят, что до последнего дня он проводил службы. Кстати, прямо на территории костёла в подвале устраивают турниры по настольному теннису.
Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это магазинов, — основательно закупаться приходится в торговых центрах города. У себя купишь разве что хлеб да молоко, и то не всегда.
— Есть два «Евроопта», хорошо бы ещё один частный магазинчик или что-то типа дома быта, — предлагает Сергей.
Фото Евгения ЛЕБЕДЯ