Наверняка многие гродненцы видели, как по вечерам в небе рядом с городом кружат цветные парашюты. Но это не парашютисты, это парапланеристы. Они не прыгают с самолёта и не сразу опускаются вниз. Они взмывают с земли на моторе и могут долго парить, как птицы.
Искал подарок, а нашёл хобби
Мы встречаемся тихим сентябрьским вечером на аэродроме Каролино. У парапланеристов есть своя полянка, с которой они стартуют под облака. Но пока ничего не напоминает о высоком: один из парней жарит на костре яичницу, другие сгребают свежескошенную траву. Тут узнаём первую традицию: перед полётом команда должна подкрепиться.
— В Гродненской области парапланеристы появились в середине двухтысячных годов. Сейчас в компании двадцать ребят тридцати лет и старше. Самый опытный — инструктор по вождению Игорь Чепиков, ему шестьдесят один год. Он руководит с земли при помощи рации, — рассказывает Геннадий Марцулевич.
— Один раз летали 31 декабря — иногда так хочется в небо, что аж «штырит», — подключается к разговору Сергей Киушкин.
Однажды он захотел сделать подарок дочке и искал в Гродно тех, кто может покатать на параплане. В итоге сам загорелся полётами. В этот вечер он не вставал на крыло: пока друзья летали, готовил ужин на всю компанию.
В этот вечер не вставал на крыло Альберт Дудниченко: пока друзья летали, готовил ужин на всю команду.
Сколько стоит мечта
Ребята просят не сравнивать их с парашютистами: те прыгают и спускаются вниз, а парапланеристы зависают в воздухе на несколько часов.
Кто собирается летать таким образом, должен купить установку (мотор с креслом) и крыло (то, что мы, далёкие от авиации, называем парашют).
— Первый закон авиации гласит: «Без денег ничего не летает», — улыбается Геннадий. — Хорошая техника стоит как подержанная иномарка: бывшая в употреблении — от 1500 долларов, новая — от 9 тысяч.
Кроме мотора и парашюта пилоту необходима рация, чтобы принимать команды с земли и переговариваться в полёте, шлем и запасной парашют — на случай ЧП. Это не самолёт — тут не страшно, если заглох мотор, потому что можно маневрировать, однако порыв ветра или вихрь могут сложить крыло.
— И подгузник, главное, не забыть! — смеются пилоты.
Какие правила нужно соблюдать
Новичка сразу не пустят в небо, ему нужно пройти курсы пилотирования в Минске. Они стоят около 500 рублей.
В Беларуси существует парапланерная федерация, которая помогла узаконить полёты и объединить пилотов. Каждый из них получает удостоверение и позывной. Нужно придерживаться строгих правил и не попадать в запретные для парения зоны.
— В единый центр организации воздушного движения Беларуси мы отправляем заявку, где указываем маршрут и время полётов. Несколько часов её рассматривают и, если мы никому не мешаем, дают разрешение, — объясняет руководитель полётов и один из лидеров парапланеризма Дмитрий Аутко. — Сегодня нам сообщили, что над Каролино пролетит истребитель (самолёт действительно появился точно по расписанию).
Полетели к Женьке на Гожу
Парапланерист может подниматься на высоту четырёх километров. Но там холодно, поэтому обычно летают на полутораста – двух тысячах метров и шутят, что чем ниже летишь, тем интереснее. Обязательно берут метеосводку по ветру. Если он сильнее пяти метров в секунду, полёты запрещены.
Маршруты составляют сами:
— На одном баке можно пролететь сто – сто пятьдесят километров за три часа. Мы можем добраться в другие города, но до Минска понадобиться дозаправка. Летаем к друзьям в Волковыск, Щучин, Пружаны, пьём кофе на заправке в Берестовице.
(Было бы любопытно посмотреть реакцию автомобилистов, когда на АЗС приземляются пилоты и просят залить пару литров 95-го, а затем разгоняются и взлетают.)
Над городом парапланеристам появляться запрещено, исключение — русло Немана. Под запретом пространство над национальными парками и заказниками. Не взлетают с полей, где что-то выращивают: можно нажить себе врагов в ближайшем хозяйстве. Зато после сбора урожая взмывай, сколько хочешь. Любимое место пилотов — водохранилище на Немане.
— Часто летаем над КСМ и Гожей. У нашего Женьки там площадка для картинга, — говорит Дмитрий Аутко.
В компании парапланеристов оказался наш старый знакомый Евгений Ганисевский — директор картинг-клуба. Для него не проблема крутить виражи сначала на земле, а затем в небе.
Искали человека
К пилотам за помощью обращаются различные службы. Кому-то нужно сфотографировать здание сверху, другим — помочь в поиске человека.
— В лесу заблудился мужчина, из МЧС попросили нас помочь. Саша Буйко летал и нашёл человека: тот услышал звук мотора и вышел на поляну. Самолёт медленно над деревьями не пролетит, а параплан может опускаться до десяти метров и притормаживать, — объясняют пилоты. — Часто находим потерявшиеся авиамодели и запасные парашюты.
Машут руками и ругаются
На часах 17:00. Пилоты достают из багажников технику. На подготовку уходит около получаса. Вокруг штиль, это идеальные условия. Парни по очереди запускают моторы, разгоняются, прыгают, поджимают ноги и взлетают.
— Нас называют экстремалами, хотя на мотоцикле гораздо опаснее, чем в небе, — говорит Сергей Киушкин. — Плюс в мобильности. Самолёту нужен аэродром, а нам — запихал параплан в багажник, поехал в деревню к бабушке, согласовал маршрут и полетел.
Пока ребята ждут своей очереди, спрашиваем, как с земли реагируют на человека в воздухе.
— Кто-то машет, кто-то матом ругается, кто-то завидует, — улыбаются пилоты. — Четыре года назад на нас жалобу написали: мол, мы мешаем жить и чуть ли не в тарелки заглядываем. Но обычно люди доброжелательные.
Происходят и анекдотичные ситуации:
— Однажды к нам приехал дед на электросамокате и спросил, мол, дайте полетать. Мы ему: «Дед, а ты на боинге летать умеешь?» — «Нет» — «Ну вот когда научишься на боинге, тогда и приходи!»
Что заставляет состоявшихся мужчин собираться вместе и рисковать? Они приводят в пример своего товарища из Барановичей. Военный лётчик летает на всех современных самолётах, но настоящий кайф испытывает только на параплане, потому что там служба, а тут — увлечение.
—. Мы общаемся, летаем, смотрим на красоту. Смысл жизни — получать от неё удовольствие! — уверены пилоты.